Какие речевые органы образуют надставную трубу


Строение речевого аппарата — Студопедия

Анатомо-физиологические механизмы речи

Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т.е. строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет представить сложный механизм речи.
Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Строение речевого аппарата.

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (регулирующего) речевого аппарата и периферического (исполняющего) речевого аппарата.

1. Центральный речевой аппаратнаходится в головном мозге. Он состоит из:
- коры головного мозга (преимущественно левого полушария)
- подкорковых узлов
- проводящих путей
- ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга)
- нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

Какова же функция центрального речевого аппарата и его отделов?

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается в основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга ( у левшей правого).

Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока).

- Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражители (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи.


- Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга.

- Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме).

- Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

- Проводящие пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность речевого аппарата – центробежные (двигательные) нервные пути . Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока.

От периферии к центру, т.е. от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути. Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах.

Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставныхповерхностях двигающихся органов. Проприорецепторы возбуждаются под действием мышечных сокращений. Благодаря проприорецепторам контролируется вся наша мышечная деятельность.


Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке. Когда мы говорим происходит раздражение проприо- и барорецепторов, которое идет по центростремительному пути к коре головного мозга.

Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов.

В ядрах стволаберут начало черепно-мозговые нервы. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются (иннервация – обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами, клетками) черепно-мозговыми нервами. Главными из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный.

Тройничный нервиннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть;

- Лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движение губ, надувание и втягивание щек;

- Языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца.

- Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы.

Но этот путь от центрального речевого аппарата к периферическому составляет только одну часть речевого механизма. Другая его часть заключается в обратной связи – от периферии к центру.

2. Периферический речевой аппаратсостоит из трех отделов:
1. Дыхательного
2. Голосового
3. Артикуляционного (звукопроизводящего)

В дыхательный отделвходит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голособразующую и артикуляционную функции (помимо еще одной, основной – газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха примерно одинакова). Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании.

Понятно, что для более длительного выдоха необходим ибольший запас воздуха. Поэтому в момент речи значительно увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (примерно в 3 раза). Вдох при речи становится более коротким и более глубоким. Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи осуществляется при активном участии выдыхаемых мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину, и кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможно звучная речь.

Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.

Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в трахею.
На границе гортани и глотки находится надгортанник. Он состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет её полость от попадания пищи и слюны.

У мужчин гортань крупнее, а голосовые складки длиннее и толще чем у женщин. Длина голосовых складок у женщин равна в среднем 18-20 мм, у мужчин она колеблется от 20 до 24 мм.

Как же осуществляется голосообразование или фонация?


Механизм голосообразования таков. При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии (рис 2). Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а так же под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т.е. среднее положение, с тем, чтобы в результате продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны и т.д. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратится давление голосообразующей выдыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не в продольном направлении, т.е. голосовые складки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу.
В результате колебаний голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.
При шепоте голосовые складки смыкаются не на всем своем протяжении: в задней части между ними остается щель в форме маленького равностороннего треугольника, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха. Голосовые складки при этом не колеблются, но трение струи воздуха о края маленькой треугольной щели вызывает шум, который и воспринимается нами в виде шепота.
Голос обладает силой, высотой, тембром.
Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых складок, которая определяется величиной воздушного давления, т.е. силой выдоха. Значительное влияние на силу голоса оказывают такие резонаторные полости надставной трубы (глотка, полость рта, носовая полость), которые являются усилителями звука.
Величина и форма резонаторных полостей, а также особенности строения гортани влияют на индивидуальную «окраску» голоса, или тембр. Именно благодаря тембру мы различаем людей по голосу.
Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых складок, а она в свою очередь зависит от длины, толщины и степени напряжения. Чем длиннее голосовые складки, тем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса.
Кроме того, высота голоса зависит от давления воздушной струи на голосовые складки, от степени их напряжения.

Артикуляционный отдел. Основными органами артикуляции являются:
- язык
- губы
- челюсти (верхняя и нижняя)
- твердое небо
- мягкое небо
- альвеолы
Из-за них язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные – неподвижными (рис. 3).

Главным органом артикуляции является язык.

Язык - массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя фиксирована и носит название корня языка. В подвижной части языка различают: кончик, передний край (лезвие), боковые края и спинку.
Сложное сплетение мышц языка, разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и степень положения языка. Это имеет очень большое значение, т.к. язык участвует в образовании гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных).

Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому небу, альвеолам. Артикуляция и состоит в том, что перечисленные органы образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к небу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам.
Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам. Резонаторы расположены во всей надставной трубе.

Надставная труба – это всё то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость.

У человека рот и глотка имеют одну полость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков. У животных (например, у обезьяны) полости глотки и рта связаны очень узкой щелью. У человека же глотка и рот образуют общую трубку – надставную трубу. Она и выполняет важную функцию речевого резонатора. Надставная труба у человека сформировалась в результате эволюции.

Надставная труба благодаря своему строению может меняться по форме и объему. Например, глотка может быть вытянутой и сжатой и, наоборот, очень растянутой. Изменения формы и объема надставной трубы имеют большое значение для образования звуков речи. Эти изменения формы и объема надставной трубы и создают явление резонанса. В результате резонанса одни обертоны речевых звуков усиливаются, другие - заглушаются. Таким образом, возникает специфический речевой тембр звуков. Например, при возникновении звука а ротовая полость расширяется, а глотка сужается и вытягивается. А при произнесении звука и, наоборот, ротовая полость сжимается, а глотка расширяется.

Одна гортань не создает специфического речевого звука, он образуется не только в гортани, но и в резонаторах (глоточном, ротовом и носовом).
Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора (функцию звукового вибратора выполняют голосовые складки, которые находятся в гортани).
Шумовым вибратором являются щели между губами, между языком и зубами, между языком и твердым небом, между языком и альвеолами, между губами и зубами, а также прорываемые струей воздуха смычки между этими органами.

При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. При одновременном включении тонового вибратора (колебании голосовых складок) образуются звонкие и сонорные согласные.

Ротовая полость и глотка принимают участие в произнесении всех звуков русского языка. Если у человека правильное произношение, то носовой резонатор участвует только в произнесении звуков м и н и мягких вариантов. При произнесении остальных звуков небная занавеска, образуемая мягким небом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.

Итак, первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй – для образования голоса, третий – является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом, характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.

Для того, чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляционной программы. Артикуляционная программа реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора - в дыхательной, фонационной и резонаторной системах.

Речевые движения осуществляются настолько точно, что в результате возникают определенные звуки речи и формируется устная (или экспрессивная) речь.

Глава 1. ОРГАНЫ РЕЧИ И ИХ РАБОТА

На любом языке люди говорят (при отсутствии физических дефектов) с помощью органов речи (рис. 1).

Воздушный поток, выпускаемый легкими , проходит через дыхательное горло и попадает в гортань , , которая содержит голосовые связки . Голосовые связки - это две эластичные складки, которые можно держать отдельно или сводить вместе.Отверстие между ними называется голосовой щелью. Это обычное состояние голосовых связок, когда мы выдыхаем. Если соединить напряженные голосовые связки, воздушный поток, открывающий их, заставляет их вибрировать, и мы слышим голос . Произносим русский звук [3]. Положите палец на гортань и произнесите длинный [3] звук. Вы почувствуете вибрацию голосовых связок и услышите голос. Такие звуки называются звонкими. Теперь произведите длинный русский звук [с]. Никакой вибрации не чувствуется, голоса не слышно.Это глухой звук, который создается при раздвинутых голосовых связках.

Есть еще одно состояние голосовых связок, которое приводит к остановке голосовой щели. Когда голосовые связки сближаются, а затем внезапно разрываются потоком воздуха, возникает своего рода кашляющий шум, своего рода «щелчок» голосовых связок. Этот звук называется глоттальной остановкой.

Выходя из гортани, поток воздуха проходит через глотку.

Глоточная полость простирается от верхней части гортани до мягкого неба , , которое направляет воздушный поток либо к рту , или носовым полостям, которые функционируют как основные резонаторы .

Мягкое небо хорошо видно в ручном зеркале. Теперь широко откройте рот и произнесите гласную [а]. Посмотрев в зеркало, вы увидите мягкое небо, самый конец которого известен как язычок. Мягкое небо может легко двигаться. Когда мягкое небо находится в нижнем положении, воздух поднимается в носовую полость, а затем выходит через нос. Это обычное положение мягкого неба, когда мы дышим через нос. Это также позиция для носовых звуков [m, n, rj]; [м, м ', ч, ч'].Если вы прикусите нос, вы не сможете произнести эти звуки. Но как только вы отпустите нос, воздух продолжит свой путь, и вы снова услышите звуки. Когда мягкое небо приподнято, язычок полностью контактирует с задней стенкой глотки, и воздушный поток проходит через ротовую полость. Это наиболее типичное положение мягкого неба для большинства звуков многих языков.



Мягкое небо - самая дальняя часть неба от

зуба.Вкус у большей части твердый. Эта твердая и неподвижная часть неба делится на две части: твердое небо (самая высокая часть неба) и гребень зубов или альвеолярный гребень (часть непосредственно за верхними передними зубами). Вы можете коснуться гребня зуба язычком. Рельеф зубов очень важен в английском языке, так как многие согласные звуки образуются при соприкосновении с ним или рядом с ним. Если вы все еще будете двигать кончиком языка вперед, вы почувствуете зубы.

нижние зубы не очень важны для произнесения звуков речи, в то время как верхние зубцы плитки участвуют в производстве многих из них.

Самый важный орган речи - это язык. Фонетики делят язык на четыре части, часть, которая расположена напротив мягкого неба, называется спинкой языка; часть, обращенная к твердому нёбу, называется фронтом; тот, что лежит под гребнем зубьев, известен как лезвие, а его конец - t i p. Под центральной частью языка мы подразумеваем область, где встречаются передняя и задняя части. Края языка известны как ободки. Язык может лежать ровно или двигаться в горизонтальном или вертикальном направлении.Он также может изменять свою форму, так что стороны загибаются вверх, образуя канавку.



Губы также могут принимать разные положения. Они могут быть плотно соединены или разведены нейтрально, закруглены, или выступают вперед.

Все органы речи можно разделить на две группы:

(1) активные органы речи, подвижные и принимающие активное участие в звукообразовании: (а) голосовые связки, производящие голос; (б) язык - самый гибкий и подвижный орган; (c) губы очень сильно влияют на форму ротовой полости; (d) мягкое небо с язычком, направляя поток воздуха либо в рот, либо в носовую полость; (д) задняя стенка глотки сокращается при звуках; (f) нижняя челюсть, движение которой регулирует промежуток между зубами, а также расположение губ; (g) легкие, дающие воздух для звуков;

(2) пассивные органы речи: (а) зубы, (б) зубной гребень, (в) твердое небо и (г) стенки резонаторов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ

Теперь убедитесь, что вы можете говорить по этим вопросам:

1. Направление воздушного потока, выходящего из легких.

2. Три разных состояния голосовых связок.

3. Положение мягкого неба, которое влияет на направление воздушного потока.

4. Части неба.

5. Части языка.

6. Положение подвижных органов рта, т.е. форма губ и языка.

7. Активные и пассивные органы речи и их роль в звукообразовании.


: 2014-11-13; : 472;


.

ОРГАНЫ РЕЧИ

Органы речи издают почти все звуки, необходимые для речи. Эти органы делятся на 2:


Пассивные артикуляторы: те, которые остаются статичными во время артикуляции звука. (Верхние губы, верхние зубы, альвеолярный гребень, твердое небо и т. Д.)


Активные артикуляторы: те, которые движутся к этим пассивным артикуляторам, чтобы по-разному воспроизводить различные звуки речи.(Язычок, нижняя челюсть, нижние зубы, нижняя губа и т. Д., Наиболее важным активным артикулятором является язык)


1 носовая полость

2 губы 3 зуба

4 авеолярный гребень

5 твердое небо

6-язычок (мягкое небо)

7-язычок

8-вершинный (кончик) языка

9-лопастной (передний) язык

10-тыльный (задний) языка

11-ротовая полость

12-глотка

13-надгортанник

14-гортань

15-голосовые связки

16-трахея

17-пищевод


Характер голоса
Слизистая волна голосовые связки удерживаются вместе за счет черпаловидных хрящей, но они удерживаются вместе менее плотно, чем при голосовой остановке.


Когда воздух вытесняется из легких по трахее, при определенном давлении он может пробиться через голосовые связки, открывая их. Когда воздух проходит через голосовую щель, давление воздуха в голосовой щели падает, потому что, когда газ или жидкость проходят через суженный канал, его скорость увеличивается (эффект трубки Вентури). Это увеличение скорости приводит к падению давления этого газа или жидкости (принцип Бернулли). Из-за падения давления голосовые связки защелкиваются сначала у нижнего края, а затем снова смыкаются.Затем цикл начинается снова. Один цикл открывания и закрывания занимает около 1/100 секунды: следовательно, цикл повторяется со скоростью около 100 раз в секунду. Эта скорость слишком высока, чтобы человеческое ухо могло различить каждое открытие / закрытие голосовых связок. Однако мы воспринимаем вариации общей скорости вибрации как изменения высоты голоса, причем «высота звука» является перцептивным коррелятом акустической частоты.


Безмолвие: Если голосовые связки раздвинуты, воздух может течь между ними без каких-либо препятствий, так что гортань не производит шума.В глухих фрикативных словах, таких как [f], [s], [ʃ], [ʂ], [θ], [ç], [x], и [χ] », голосовые связки раздвинуты. Если есть достаточно высокая скорость воздушного потока через открытую голосовую щель, происходит тихое прерывание потока воздуха (шепот). Глоттальный фрикативный звук имеет шепотное звучание, как и шепчущие гласные, и часть устремления глухих придыхательных остановок, таких как английский / p /, / t / или / k /, в предвокалической позиции. Диакритический знак IPA [°], написанный под символом, указывает на отсутствие голоса. Безголосые гласные, носовые и жидкие могут быть расшифрованы с использованием этого диакритического знака.Для остановок и фрикативов есть отдельные буквы для звонких и глухих звуков, например [b] (озвученный) vs. [p]. В этих случаях диакритический знак безмолвия может использоваться для обозначения (возможно, частично) выделенной реализации фонемы, которую в противном случае можно было бы ожидать озвучивания, например, произношение / ɹ / in / tɹeIn /, «поезд», в который / ɹ / может быть лишен из-за его следования безмолвному, придыхающему / т /.


Дыхательный голос или шепот: Это звучание представляет собой комбинацию дыхания и голоса, которая возникает, если голосовые связки не закрываются полностью по всей своей длине во время вибрации; воздух, который проходит через оставшееся отверстие, добавляет шепоту к вибрациям голосовых связок.
Скрипучий голос или скрип: при таком голосе голосовые связки становятся жесткими, поэтому они становятся очень жесткими при вибрации.


.

Органы речи и их работа. Активные и пассивные органы речи. -

Фонетика как наука. Два основных раздела фонетики. Этапы человеческой речи. Три ветви фонетики.

Фонетика изучает звуковую систему языка. Это сегментарные фонемы, словесное ударение, слоговая структура и интонация. Первыми фонетиками были индейцы.

Фонетика имеет два основных подразделения:

1.изучение звуковых образов языка

2. Исследование вещества

Этапы человеческой речи:

- Социологический

- физиологический

- Приемная

- Трансмиссия

- Интерпретация

Раздел фонетики, изучающий этот путь, называется фонетикой артикулятора.

Акустическая фонетика изучает колебания воздуха между ртом говорящего и ухом слушателя.

Звуковая фонетика связана с восприятием речи: как звук воспринимается внутренним ухом и воспринимается мозгом.

Фонология и ее предмет. Стандартный английский (RP).

Раздел фонетики, изучающий лингвистическую функцию согласных и гласных звуков, слоговую структуру, ударение слов и просодическую высоту звука, ударение и темп, называется фонологией.

Важной частью фонологии является изучение того, какие звуки являются отличительными единицами языка.А фонология изучает, как чередуются звуки.

Полученное произношение (или RP) - это особый акцент - регионально нейтральный акцент, используемый в качестве стандарта для радиовещания и некоторых других видов публичных выступлений. Это не фиксировано - вы можете услышать формы РП в исторических передачах, например, в кинохрониках времен Второй мировой войны. Королева Елизавета II имеет акцент, близкий к RP своего детства, но не очень близкий к RP 21-го века.

RP вызывает сильные чувства восхищения и отвращения.Некоторые рассматривают его как стандартную или правильную форму разговорного английского языка, в то время как другие считают его использование (например, в радиовещании) оскорблением достоинства своего региона. Его заслуга состоит в том, что он более понятен национальной и международной аудиторией, чем любой региональный акцент. Носители языка часто хотят выучить RP, а не региональный акцент английского языка. RP существует, но никого не заставляют ее использовать. Но если мы рассматриваем это как точку отсчета, мы можем решить, насколько далеко мы хотим использовать звуки нашего региона, где они отличаются от стандарта RP.

Органы речи и их работа. Активные и пассивные органы речи.

Органы речи: полость носа, губы, зубы, альвеолярный гребень, гортань, небо (мягкое и твердое), язычок, язык (кончик, лезвие, передняя, ​​задняя часть), надгортанник, глотка, голосовые связки и трахея.

Воздушный поток, выпущенный легкими, проходит через дыхательное горло и попадает в гортань, в которой находятся голосовые связки.Голосовые связки - это две эластичные складки, которые можно держать отдельно или сводить вместе. Отверстие между ними называется голосовой щелью. Если напряженные голосовые связки сведены вместе, воздушный поток, открывающий отверстие, заставляет их вибрировать, и мы слышим какой-то голос.

Выходя из гортани, поток воздуха проходит через глотку.

Глоточная полость простирается от верхней части гортани до мягкого неба, которая направляет воздушный поток либо в рот, либо в носовые полости, которые функционируют как основные резонаторы.

Мягкое небо - это самая дальняя часть неба от зубов. Вкус у большей части твердый. Эта твердая и неподвижная часть неба делится на две части: твердое небо (самая высокая часть неба) и гребень зубов или альвеолярный гребень.

Самый важный орган речи - это язык. Фонетики делят язык на четыре части, часть, которая расположена напротив мягкого неба, называется спинкой языка; часть, обращенная к твердому нёбу, называется передней; тот, что лежит под гребнем зубьев, известен как лезвие, а его конец - t i p.

Губы также могут принимать разные положения. Их можно плотно соединить или держать в нейтральном, закругленном или выступающем направлении.

Активные органы речи подвижны и принимают активное участие в звукообразовании:

а) Голосовые связки, издающие голос

б) Язык - самый гибкий подвижный орган

c) Губы очень сильно влияют на форму ротовой полости

d) Мягкое небо с язычком, направляющим поток воздуха либо в рот, либо в носовую полость

д) Задняя стенка фартинга сузилась для некоторых звуков

f) Нижняя челюсть, движение которой регулирует зазор между зубами, а также расположение губ

г) Воздух легких для звуков

Пассивных органов речи:

а) зубья

б) зубной гребень или альвеолярный гребень

в) твердое небо

г) стенки резонаторов


.

Классификация звуков речи (фонем)

Классификация звуков речи (фонем)

§ 42. Звуки речи можно охарактеризовать и классифицировать по разным признакам - физическим или акустическим, физиологическим или артикуляционным. При классификации звуков речи, характеризуя отдельные звуки или определенные группы звуков, следует строго различать их акустические и артикуляционные особенности, которые в современной лингвистике не всегда достаточно последовательно разграничены.В то же время Л. В. Щерба, который в 1912 г. в статье «Гласные США в качественном и количественном соотношении» писал: «Однако самый главный недостаток в наших системах гласных (т.е. в их описаниях - В. Н.) - это незнание связь между акустическими и физиологическими качествами ». В не меньшей степени это относится к описаниям согласных звуков. Сравните, например: «Согласные различаются: 1) по участию шума и голоса; 2) по месту образования шума; 3) по способу генерации шума; 4) по отсутствию или наличию палатализации

Предлагаемая классификация речевых звуков (фонем) основана на их артикуляторных, физиологических характеристиках.

Гласные и согласные как основные типы звуков речи

§ 43. Артикуляционная характеристика звуков речи, их классификация по артикуляционным характеристикам начинается с выделения двух основных классов или типов звуков - гласных и согласных, которые различаются во всех языках мира. Первое и самое важное деление в этой классификации - это деление на гласные и согласные. «Артикуляционные различия между гласными и согласными:

1.При образовании (произношении) гласных звуков путь прохождения струи выдыхаемого воздуха в речевом канале свободный, открытый, поток воздуха проходит свободно, беспрепятственно; при формировании согласных звуков в речевом канале для воздушной струи образуются различные препятствия (сравните, например, произношение звуков a, и b).

2. Эта отличительная особенность определяет разницу в силе выдыхаемого воздушного потока: при образовании гласных воздушный поток относительно слабый, при образовании согласных - более сильный, способный преодолеть барьер, образовавшийся в речевом канале.В этом можно убедиться, произнеся отдельные гласные и согласные перед пламенем горящей свечи: при произнесении гласных он колеблется намного слабее, чем при произнесении согласных.

3. Когда мы произносим гласные, интенсивность речевого аппарата и сила струи выдыхаемого воздуха одинаковы на всем протяжении звука; при произнесении согласных интенсивность речевого аппарата и сила воздушного потока больше в местах образования преграды и в момент ее преодоления.Это связано с необходимостью преодоления препятствий при образовании согласных звуков, которые отсутствуют при образовании гласных. (Препятствие здесь - это препятствие, которое затрудняет прохождение воздушной струи.)

Артикуляция большинства согласных звуков, а именно согласных шумных (т. Е. Всех согласных, кроме звучных) отличается от артикуляции гласных еще и положением голосовых связок. При образовании согласных голосовые связки менее напряжены, чем при образовании гласных, что объясняет преобладание шума над голосом, на акустические характеристики звуков речи которого уже обращали внимание.

В соответствии с указанными выше артикуляционными особенностями разные согласные звуки (разные группы согласных) отличаются от гласных в разной степени. Наиболее ярко противоположные гласные - это взрывные согласные, особенно глухие (n, t, k). Артикуляционные различия между гласными и так называемыми фрикативными, или фрикативными, шумными согласными (такими как c, w, w). Наименее заметны указанные различия между гласными и сонорными согласными, которые по артикуляции близки к гласным; по положению голосовых связок (а значит, по соотношению голоса и шума) они ближе к гласным, чем к согласным; поэтому они могут действовать как слоговые (слоговые) звуки, функцию которых обычно выполняют гласные (подробнее см. § 53).На этом основании сонорные согласные иногда выделяют в особую группу звуков речи, занимая промежуточное положение между согласными и гласными.

Классификация гласных

§ 44. В артикуляционном отношении гласные различаются в зависимости от работы активных органов речи, а именно: языка, губ, небной занавески или (в другой терминологии) мягкого неба.

Язык при образовании гласных может занимать другое место по отношению к передней или задней части ротовой полости и по отношению к нёбу.В зависимости от этого проводятся две классификации гласных звуков: (а) в месте поднятия языка или в месте обучения и (б) по степени языкового подъема или по методу обучения.

В зависимости от положения языка по отношению к передней или задней части полости рта, т. Е. От того, от какой части задней части языка и где полость рта поднимается к небу, гласные первого ряда или передний, задний ряды или спинка, а различаются средние, смешанные ряды или средние.При образовании гласных в переднем ряду средняя часть задней части языка поднимается в большей или меньшей степени к твердому нёбу, оставляя небольшой резонатор в передней части рта. В качестве примеров гласных в первом ряду можно привести США и, e. Когда образуются гласные заднего ряда , спинка языка более или менее поднимается к мягкому нёбу, образуя в полости рта большой резонатор; например, гласные в Соединенных Штатах o, y. При образовании гласных среднего диапазона вся задняя часть языка находится высоко по направлению к небу, в результате получается резонатор в форме длинной трубки. Примером такого гласного звука является гласный звук США s.

В зависимости от положения языка, но относительно нёба, с точки зрения степени его подъема, различаются гласные верхних, высоких или верхних гласных; ниже, ниже или ниже; средний рост, или средний. При образовании верхних гласных язык находится в верхней части ротовой полости, максимально ограничивая пространство для прохождения воздушного потока, поэтому такие гласные называются еще узкими, или закрытыми.К ним относятся, например, гласные (США) и, u, y. При образовании нижних гласных , язык расположен в нижней части рта, в результате чего между языком и нёбом больше всего места для прохождения воздушной струи. В связи с этим их еще называют широкими, или открытыми. В качестве примера таких гласных можно привести звук США a. Когда образуются средние гласные , язык слегка приподнимается к нёбу, т.е.е. занимает ло

.

Смотрите также