Кто должен ликвидировать скважину собственник или недропользователь


Как оформить в собственность ликвидированную в советские годы скважину для восстановления? | Различные вопросы коллегам

Alfred пишет:

Бурила иная организация (экспедиция), потом ликивдировала, у нас на балансе скважина не стояла. Находится на нашей лицензионной территории. Точно известно что никто не оформлял в собственность, за техническим состоянием устья следит наша компания.

Если не ошибаюсь Альфред Галиевич, извините, если ошибаюсь в И.О.

Тогда вариант такой проект разликвидации ( если скважина находится далеко от кустовых площадок и нужно восстанавливать ствол с помощью бурового станка) если только бригадой КРС в соответствии с инструкцией РД 08-492-02

2.3.8. Восстановление ранее ликвидированных скважин производится по проектам и планам, согласованным с территориальным органом Госгортехнадзора России.

Далее в зависимости от результатов, если получите результат по пластам не входящим в горный отвод по глубине тогда дополнение к лицензии (ну или лицензию для других целей, если Вы её используете, например, для сброса подтоварной воды и т.д.). Если это залежи входящие в горный отвод тогда изменения в баланс запасов по результатам. Автоматически результаты и согласованный проект будут основанием её постановки на баланс (по сути вы добавили к своему фонду новую скважину на вашей территории). Если результат нулевой то по РД 08-492-02

2.3.9. Повторная ликвидация восстановленных скважин (части ствола) и оформление материалов на ликвидацию производится согласно настоящей Инструкции в соответствии с задачами и интервалами, указанными в проекте или обосновании на восстановительные работы.

Шмелева Дина Наильевна

В соответствии с действующим законодательством прекращение права пользования недрами возможно в трех вариантах:

1) прекращение права пользования недрами в результате прекращения срока действия постоянной лицензии;

2) досрочное прекращение права пользования недрами по различным основаниям: при отказе владельца лицензии от права пользования недрами; нарушения пользователем недр существенных условий лицензий; возникновения чрезвычайных ситуаций и по другим основания, перечисленным в статье 20 Закона РФ «О недрах»;

3) прекращение права пользования недрами в результате прекращения срока действия временной лицензии, если лицензия не была продлена на новый срок.

Поскольку постоянная лицензия выдается, как правило, на срок отработки месторождения, то в первом случае прекращения права пользования недрами, недропользователь в соответствии со статьей 26 указанного закона обязывается законсервировать или ликвидировать предприятия по добыче полезных ископаемых по истечении срока действия лицензии. В соответствии со статьей 12 Закона РФ «О недрах» лицензия на пользования недрами должна содержать порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Во втором случае, по общему правилу, в соответствии со статьей 26 Закона РФ «О недрах» сооружения подлежат консервации или ликвидации. Однако статья 21.1 указанного закона допускает возможность не ликвидировать и консервировать сооружения обустройства месторождений полезных ископаемых. В случае, когда в интересах рационального недропользования и охраны недр приостановление добычи полезных ископаемых нецелесообразно или невозможно, органы, досрочно прекратившие право пользования соответствующим участком недр, до принятия в установленном порядке решения о новом пользователе недр могут предоставить право краткосрочного (до одного года) пользования таким участком юридическому лицу (оператору) с оформлением соответствующей лицензии. Причем здесь вопрос о передаче горного имущества решается следующим образом: между предыдущим недропользователем и временным оператором, получившим краткосрочную лицензию, может быть заключен договор о передаче имущества, необходимого для обеспечения пользования недрами на возмездных основаниях. Но, однако, данная норма носит диспозитивный характер и никто не может принудить собственника отчуждать имущество, которое, тем не менее, он не может использовать.

В третьем случае, прекращения права недропользования при истечении срока действия временной лицензии вопрос о переходе горного имущества вообще законодательно не урегулирован. По всей видимости, в данном случае должна действовать только общая норма о ликвидации и консервации горных сооружений при истечении срока действия лицензии.

В соответствии с пунктом 19.7 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 года № 3314-1106 предприятия, деятельность которых не будет продлена лицензией, обязаны передать недвижимое горное оборудование; порядок и условия передачи, размеры компенсационных выплат за ранее произведенные затраты определяются договором между прежним и новым пользователем недр.

В Гражданском кодексе РФ имеется упоминание о прекращении права собственности на имущество в случае изъятия горных отводов для государственных нужд. В соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса РФ в «случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов... Правила настоящей статьи соответственно применяются при прекращении права собственности на недвижимое имущество в связи с изъятием горных отводов, участков акватории и других участков, на которых находится имущество».

Во-первых, данная статья, регулирует только ограниченный круг случаев прекращения прав на горное имущество, а именно, в результате изъятия государством или муниципалитетом участков (в том числе и горных отводов), на которых расположено имущество. На практике сложности возникают при обычном деловом обороте, как правило, при прекращении лицензии или переоформлении лицензии горнодобывающей организации.

Во-вторых, применительно к отношениям недропользования (а изъятие горного отвода предполагает прекращение права пользования по установленным законом случаям) указанные нормы Гражданского кодекса РФ регулируют прекращение права собственности только на недвижимое имущество.

Согласно статье 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество при иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, за исключением нескольких случаев, исчерпывающий перечень которых приведен в той же статье 235 Гражданского кодекса РФ. Принудительное прекращение права собственности на горное имущество в случае прекращения права пользования недрами в данной статье, как собственно и в других нормативных актах, регулирующих отношения собственности в РФ, не урегулировано и даже нигде не упоминается.

Закон РФ «О недрах» говорит нам лишь о необходимости ликвидации или консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами. «Ликвидация» и «консервация» - понятия технические, а не правовые и уж тем более не гражданско-правовые. Ликвидация предприятия по добыче полезных ископаемых не имеет ничего общего с ликвидаций юридического лица.

На практике ликвидация и консервация скважин в рамках положений статьи 26 Закона РФ «О недрах» часто является основанием для списания их с баланса предприятия, то есть при прекращении права пользования недрами юридическое лицо само отказывается от права собственности на ликвидированное или законсервированное горное имущество. Отказ собственника от имущества является основанием прекращения права собственности в соответствии со статьями 235-236 Гражданского кодекса РФ, однако такой отказ не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом. То есть, в отношении недвижимого имущества до государственной регистрации права нового собственника первоначальный собственник несет все бремя содержания собственности, от которой он отказался. Однако такое полное прекращение прав и обязанностей должно произойти не раньше, чем недвижимое имущество, от которого собственник отказался, будет поставлено на государственный учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, затем по истечении года со дня постановки на учет будет включено по решению суда в реестр муниципальной собственности, право которой будет зарегистрировано. Но муниципальное образование в таком случае будет фактически собственником с ограниченным правом, поскольку не сможет осуществлять пользование недрами по закону РФ «О недрах».

Другая сложность состоит в том, что если не принимать во внимание существование таких недвижимых вещей как технологические комплексы обустройства месторождений, то необходимо решать судьбу и движимого горного имущества, отделение которого от недр может оказать на них существенное влияние (по А.Ф. Сругову, связанное горное имущество). Связанное движимое имущество, от которого собственник отказался, по-видимому, согласно действующему законодательству (а именно статье 226 Гражданского кодекса – «Движимые вещи, от которых собственник отказался») должно поступить в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

А если при ликвидации и консервации скважин их собственник не желает отказываться от своего права собственности? Теоретически можно представить себе ситуацию, когда при переходе права пользования недрами собственником скважины остается предыдущий владелец лицензии. Собственник может предоставить их, например, в аренду новому владельцу горного отвода. Но такое положение вещей будет затруднять недропользование, поскольку оно будет опосредовано еще одной фигурой – арендодателем с собственными экономическими интересами и требованиями.

Таким образом, очевидно, что имеющиеся гражданско-правовые нормы, которые должны регулировать судьбу горного имущества при прекращении права пользования недрами с трудом вписываются в рамки отношений недропользования.

Полагаем, что не взывает сомнений то положение, что при прекращении действия лицензии право собственности на горное имущество должно быть прекращено. Однако гражданскому законодательству данный случай принудительного изъятия имущества не известен. Кроме того, согласно статье 235 Гражданского кодекса РФ, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме ряда исключительных случаев.

Указанная дилемма породила, например, те события, которые мы наблюдали в конце 2003 - начале 2004 года вокруг Талаканского месторождения нефти и газа в Якутии, аукцион по которому не может состояться уже не первый год, в том числе и по причине противоречия в действующем законодательстве по вопросу об имуществе. Так, по условиям аукциона прежний недропользователь Талаканского месторождения – дочерняя компания НК «ЮКОС» - ОАО «Ленанефтегаз» должна передать новому недропользователю сооружения обустройства Талаканского месторождения, а победитель аукциона не обязан по закону его приобретать. В соответствии с пунктом 19.7 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 года № 3314-1107 предприятия, деятельность которых не будет продлена лицензией, обязаны передать недвижимое горное оборудование; порядок и условия передачи, размеры компенсационных выплат за ранее произведенные затраты определяются договором между прежним и новым пользователем недр.

В ноябре 2003 года временная лицензия на разработку Талаканского месторождения выдана ОАО «Сургутнефтегаз». В конце декабря по решению арбитражного суда Якутии ОАО «Сургутнефтегаз» была выдана постоянная лицензия на право добычи нефти и газа на Талаканском месторождением, которую ранее планировалось выставить на аукцион. В последние годы ОАО «Ленанефтегаз» добывало на месторождении примерно 250 000 тонн нефти, большая часть которой шла на отопление населенных пунктов республики. ОАО «Ленанефтегаз» принадлежит вся инфраструктура на Талаканском месторождении. В течение нескольких месяцев ОАО «Ленанефтегаз» и ОАО «Сургутнефтегаз» не могли договориться о приобретении, реализации и использовании имеющего на месторождении имущества (в первую очередь вопросы возникали по поводу цены). И если бы в мае 2004 года компаниям, не без давления сверху, не удалось бы договорится, в этом случае принцип рационального пользования недрами превратился бы в пустую декларацию, а, кроме того, нефть и газ в Якутию пришлось бы завозить извне, что могло негативно отразиться на бюджете республики.

По нашему мнению, исчерпывающий перечень случаев принудительного изъятия имущества у собственника должен быть дополнен еще одним пунктом – возмездное отчуждение технологических комплексов обустройства месторождений и иного горного имущества в случае прекращения права пользования недрами в собственность государства с последующей передачей указанного имущества в собственность нового пользователя. Полагаем, что государство должно приобретать такое имущество в силу того, что между моментом прекращения права собственности и моментом приобретением его новым пользователем может пройти достаточное время, и на момент прекращения права пользования недрами последующий владелец, как правило, не известен.

Однако для этого следует разработать соответствующий механизм. По всей видимости, необходимо создать государственное учреждение, которое будет уполномочено выполнять функции собственника сооружений обустройства. Для этого необходимо принять соответствующий нормативно-правовой акт. Кроме того, Закон РФ «О недрах» также должен быть дополнен соответствующей нормой.

Выше мы отмечали, что А.Ф. Стругов обосновал целесообразность выделения связанного и несвязанного горного имущества. По мнению А.Ф. Стругова, у пользователя недр при потере им права пользования недрами, в установленных законодательством случаях, может быть отчуждено только связанное горное имущество108. То есть, право собственности на связанное горное имущество прекращается с прекращением права пользования недрами. В первой главе мы отмечали, что данные выводы А.Ф. Стругова нуждаются в дальнейшей разработке и предложили считать комплекс вещей, технически и технологически связанных между собой и непосредственно обеспечивающих извлечение нефти газа из пласта, технологическим комплексом обустройства месторождения. При прекращении действия лицензии весь технологический комплекс обустройства месторождения должен подлежать возмездному отчуждению. В таком случае, деление горного имущества на связанное и несвязанное теряет практическую значимость.

Вопрос о возможности принудительного прекращения права собственности на остальное имущество, входящее в состав горного предприятия, в собственность нового пользователя очевидно должен решаться отрицательно. Однако переход права собственности на данное имущество, при возникновении необходимости такого перехода, может быть урегулирован в договорном порядке по общим правилам хозяйственного оборота.

К сожалению, в Проекте закона РФ «О недрах»109 переход права собственности на горное имущество при прекращении права пользования недрами также регламентирован недостаточно. По Проекту федерального закона «О недрах» «пользователь недр является собственником созданного или приобретенного им горного имущества». Причем под горным имуществом по Проекту понимается «недвижимое имущество, созданное или приобретенное пользователем недр и непосредственно обеспечивающее процесс недропользования». По классификации, предложенной Г.Ф. Струговым, это определение соответствует понятию «связанное горное имущество». Статья 11 Проекта гласит, что порядок и условия оборота горного имущества регулируются гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом». Проект уже содержит специальные положения о переходе права собственности на горное имущество при прекращении права пользования недрами. Так, согласно статье 63 Проекта в случае досрочного прекращения права пользования участком недр и передачи участка недр новому недропользователю, прежний владелец лицензии обязан передать новому недропользователю горное имущество на возмездной основе. Порядок передачи горного имущества определяется договором между прежним владельцем лицензии и новым владельцем лицензии в соответствии с гражданским законодательством.

В случае же приостановления права пользования участком недр, согласно Проекту, горное имущество может быть передано во временное (сроком до 1 года) управление федерального органа управления государственным фондом недр в соответствии с условиями, на которых приобреталось право пользования недрами. При приостановлении права пользования недрами переход права собственности на горное имущество не обязателен, поскольку в данном случае не приостанавливается деятельность по обеспечению сохранности горных выработок, поддержанию строений, сооружений и оборудования в безаварийном, безопасном для людей и окружающей среды состоянии.

Однако по Проекту порядок передачи горного имущества также определяется договором между прежним владельцем лицензии и новым владельцем лицензии в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 26 Кодекса «О недрах» гласит, что при прекращении права пользования недрами предприятие по добыче полезных ископаемых подлежит ликвидации или консервации. При полной или частичной ликвидации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации – также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.

Консервация скважин – временная приостановка работы скважины. Законсервированные скважины не списываются с баланса предприятия и учитываются как основные средства. Отнесение законсервированных скважин к объектам недвижимости не вызывает сомнения. Следовательно, общий режим скважин распространяется и на законсервированные скважины. Сложнее дело обстоит с ликвидированными скважинами. Ликвидированная скважина – скважина, которая прекращает свою работу ввиду выполнения своего назначения, либо по геологическим, техническим, технологическим, экологическим и другим причинам. Но прекращает ли свое существование скважина после подписания акта о ее ликвидации, или ликвидация – лишь изменение качественной характеристики скважины? При ликвидации скважины перекрываются нефтегазоносные пласты, однако, ликвидированная скважина не демонтируется, целостность земной поверхности остается нарушенной, поэтому необходим регулярный контроль давления на устье скважины и контроль воздуха на возможность утечки ядовитого газа. В принципе, ликвидация носит обратимый характер, но случаи восстановления единичны, так как восстановить ликвидированную скважину до рабочего состояния технически сложно, подчас невозможно. Как правило, экономически выгодно строить новую скважину, а не восстанавливать ликвидированную. В соответствии с Инструкцией о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 22 мая 2002 года № 22 110 все ликвидируемые скважины в зависимости от причин ликвидации подразделяются на 4 категории:

I - скважины, выполнившие свое назначение (выполнившие задачи, предусмотренные проектом строительства, технологическими документами на разработку месторождений, достигшие нижнего предела дебитов, установленных проектом, технологической схемой разработки или инструкцией по основанию нижнего предела рентабельности эксплуатационных скважин, обводнившиеся пластовой, закачиваемой водой, не имеющие объектов возврата или приобщения, в случае отсутствия необходимости их перевода в контрольный (наблюдательный, пьезометрический фонд) и т.п.);

II - скважины, ликвидируемые по геологическим причинам (доведенные до проектной глубины, но оказавшиеся в неблагоприятных геологических условиях, то есть в зонах отсутствия коллекторов, законтурной области нефтяных и газовых месторождений, давшие промышленные притоки нефти, газа, воды, а также скважины, где были проведены работы по интенсификации притока, которые не дали результатов; не вскрывшие проектный горизонт и не доведенные до проектной глубины из-за несоответствия фактического геологического разреза проектному, вскрытия в разрезе непреодолимых препятствий и другие);

III - скважины, ликвидируемые по техническим причинам (скважины, на которых возникли открытые фонтаны, пожары, следствием которых явилась потеря ствола скважин, а также аварии с бурильным инструментом, техническими или эксплуатационными колоннами, внутрискважинным и устьевым оборудованием, геофизическими приборами и кабелем, аварии из-за некачественного цементирования. В случаях, когда в исправной части ствола скважины (выше аварийной части) имеются продуктивные горизонты промышленного назначения, подлежащие в соответствии с технологическими документами на разработку месторождения отработке этой скважиной, ликвидируется в установленном порядке только аварийная часть ствола, а исправная передается добывающему предприятию, другие)

IV - скважины, ликвидируемые по технологическим, экологическим и другим причинам (скважины, законченные строительством и непригодные к эксплуатации из-за несоответствия прочностных и коррозионностойких характеристик эксплуатационной колонны фактическим условиям; скважины, не вскрывшие проектный горизонт и не доведенные до проектной глубины из-за возникновения форс-мажорных обстоятельств длительного действия, банкротства предприятия, отсутствия финансирования, прекращения деятельности предприятия, окончания срока действия лицензии на пользование недр и т.п.)

Учет и ежегодный контроль за состоянием ликвидированных скважин и необходимые ремонтные работы при обнаружении неисправностей и нарушений требований охраны недр возлагаются на пользователя недр. На первый взгляд, скважина и после ликвидации остается вещью, прочно связанной с землей, и поэтому является недвижимым имуществом как и работающая или законсервированная скважина, и значит, подлежит государственному техническому учету и государственной регистрации учреждениями юстиции. Но ликвидированная скважина не предполагает никакой выгоды от своего использования, скорее наоборот, контроль за ее состоянием является обременением для недропользователя. Кроме того, ликвидация скважин является основанием для их списания с баланса предприятия. Ликвидация скважины означает, что скважина прекращает выполнять те функции, для которых она была создана. Но чем становится скважина после ликвидации? На этот вопрос законодатель никак не отвечает.

Полагаем, что ликвидированные скважины объектами хозяйственной деятельности не являются. Соответственно ликвидированные скважины не должны приобретаться в собственность организации.

Ликвидированные скважины как экологически опасные объекты должны состоять на учете в природоохранных органах и органах, осуществляющих горный и промышленный надзор. Ликвидированные скважины являются обременением участка недр, предоставляемого в пользование, но не самостоятельными объектами.

Кроме того, правовой механизм осуществления ликвидации четко не прописан. В средствах массовой информации неоднократно отмечается, что растет количество бесконтрольных брошенных скважин, в том числе и таких, работы по ликвидации которых в должной мере не произведены. Как отмечает М.В. Дудиков111, в самом законе РФ «О недрах» заложен механизм избавления от ответственности за ликвидацию и консервацию скважин. Пользуясь правом, предоставленным статьей 17-1 Закона РФ «О недрах», пользователь недр передает лицензию другому предприятию вместе с расположенным на этом участке фактически ненужным, часто отслужившим свой срок оборудованием. В результате, первоначальный пользователь освобождается от обязанности нести расходы на ликвидацию консервацию горных сооружений, а новый недропользователь зачастую не имеет на это достаточно материальных и технических средств.

Проблема брошенных скважин весьма актуальна. По данным министерства природных ресурсов, сейчас в России начитывается примерно 150 тысяч нефтяных и газовых скважин. Из них около 15 тысяч приходится на нераспределенный фонд недр. Это в основном старые скважины, пробуренные еще в советские времена, треть из которых была законсервирована более 10 лет назад. Примерно 4-5% скважин нераспределенного фонда могут оказаться опасными, и эта доля постоянно растет. Скважины, даже законсервированные и ликвидированные по всем правилам и нормам (что, понятно, делалось далеко не всегда), представляют собой мины замедленного действия. Под влиянием изменений в земной коре они могут в любой момент «ожить», то есть начать выделять нефть, газ, сероводород, пластовый рассол112.

За последние 10 лет, по данным Тюменского управления Госгортехнадзора России, на территории всей Тюменской области на заброшенных скважинах было зафиксировано 58 открытых фонтанов, из которых 44 сопровождались пожарами. Не меньшую опасность для экологии Западной Сибири представляет выход на поверхность пластовых рассолов и смешение их с питьевыми водами. Рассолы уничтожают пастбища, угрожают растительности, которая в этом регионе и без того, в силу климатических условий, довольно слабая. Для севера Западной Сибири, Коми и Прикаспийской провинции характерны выход на поверхность природного газа и сероводорода. На юге Тюменской области и в Коми довольно часто встречаются скважины со значительным внутрискважинным давлением. В Башкортостане, Удмуртии, на Северном Кавказе и в Самарской области скважины представляют особую опасность в связи с очень высокой плотностью населения. Скважины часто находятся непосредственно рядом с населенными пунктами, поэтому любые проявления считаются опасными для человека.

В СССР учет и контроль пробуренных скважин вели два ведомства: Министерство геологии отвечало за поисково-разведочные скважины, Министерство нефтяной и газовой промышленности — за эксплутационные. В пору рыночных реформ часть скважин оказалась на лицензионных участках компаний. Однако это еще не значило, что они переставали быть «бесхозными» — когда при оформлении лицензий компании получали горные отводы, скважины с государственного баланса на баланс предприятий не передавались. Соответственно, они не несли и ответственности за их состояние. Лишь в последние несколько лет компании вместе с горным отводом получают в пользование и имеющиеся на территории участка скважины. Гораздо более сложная ситуация складывается со скважинами нераспределенного фонда — государственные ведомства до сих пор до конца не разобрались, кто за них отвечает.

"Бесхозные" скважины ищут хозяев

Скважины эти бурились в различное время на территории 55 субъектов Федерации, причем в 16 из них работы велись предприятиями союзных министерств, которые, как говорится, приказали долго жить.

По мнению экспертов, буровые скважины различного целевого назначения, особенно глубокие скважины на нефть и газ, могут стать источником негативного влияния на окружающую среду и недра. Учитывая, что таких скважин десятки тысяч, степень воздействия на природу может быть весьма значительной.

Сегодня многие скважины находятся в критическом состоянии. Между тем большое количество таких скважин не состоит на балансе ни государства, ни недропользователей, то есть по сути являются бесхозными, а, стало быть, спросить за их состояние не с кого.

Для предотвращения возможных экологических катастроф, связанных с разгерметизацией таких скважин, необходимо постоянно проводить мониторинг их технического состояния, а при необходимости устранять возникающие аварийные ситуации. Выполнение таких работ по всем скважинам за счет средств федерального бюджета не представляется возможным из-за высокой стоимости работ.

С другой стороны, значительная часть поисковых и разведочных скважин, давших промышленные притоки нефти и газа, была законсервирована до ввода их в эксплуатацию. Многие из них в связи с реорганизацией или ликвидацией геологоразведочных предприятий не имеют балансодержателя, находясь в государственной собственности. Часть законсервированных скважин после проведения работ по расконсервации и ремонту может давать продукцию и вовлекаться в хозяйственный оборот.

В соответствии с действующим Положением о порядке реализации и использования скважин глубокого бурения на нефть и газ, пробуренных за счет средств государственного бюджета и числящихся на балансе государственных геологических предприятий, реализация скважин глубокого бурения на нефть и газ организациям, получившим лицензию на право пользования недрами с целью добычи полезных ископаемых, должна была осуществляться на основании решения Росимущества или его территориального органа по восстановительной стоимости.

При этом вопросы, связанные с приемом-передачей скважин, должны решаться и согласовываться комиссией, создаваемой решением Росимущества. Такая комиссия пока не создана, но это дело ближайшего будущего.

Работа по учету законсервированных и ликвидированных параметрических и поисково-разведочных нефтяных и газовых скважин была начата министерством природных ресурсов в 2003 году. Первоочередной задачей стало сведение разрозненной информации о скважинах в единый реестр. Такой реестр создан, он содержит сведения более чем о 40 тысячах скважин. В нем заложены их технические, геологические, экономические и имущественные характеристики. Из общего числа учтенных в реестре скважин 12 638 находятся в нераспределенном фонде недр (в т. ч. 3340 содержатся на балансе частных компаний). По предварительным данным, в госсобственности находятся 7723 скважины, представляющие интерес для хозяйственного оборота, в т. ч. 2476 из них эксплуатируются.

Работа по учету и инвентаризации глубоких нефтяных и газовых скважин продолжается в настоящее время. Федеральное агентство по недропользованию в 2005 году за счет средств федерального бюджета организовало проведение работ по актуализации базы данных федерального реестра глубоких скважин на нефть и газ, пробуренных за счет государственных средств, и выработке методических приемов его анализа с целью повышения эффективности использования скважин.

Актуализация федерального реестра скважин позволит создать основу для решения ряда практических задач, в том числе экологических и экономических.

Скважины на воду. Плюсы и минусы.

Источник: http://marysunn.ru

Лицензия на чистую воду

При организации автономного водоснабжения на загородном участке часто используются скважины. При этом встает юридический вопрос о необходимости регистрации такой скважины в государственных организациях.

Система водоснабжения в частном доме из скважины должна быть сделана с учетом всех требований, которые предъявляет к нему государство. Именно поэтому, и проводится регистрация скважины.

Типы скважин на воду

В процессе выполнения работ по водоснабжению загородного участка есть 2 варианта бурения скважин:

  • бурение на песок;
  • бурение на известняк (артезианская скважина).

При бурении на песок в качестве источника воды используются водоносные слои, расположенные на небольшой глубине. Водоносные пески обычно располагаются на глубине не более 30 метров. Такие скважины имеют небольшую производительность (не более 500 литров в час) и малый срок службы (5–10 лет).

При бурении на известняк используется слой воды, расположенный на большой глубине (более 300 м). Артезианская вода находится между 2 слоями почвы, не содержащими воду. Благодаря этому она защищена от проникновения в нее сточных вод, атмосферных осадков. Кроме того, такая вода насыщена минералами. Артезианская скважина может иметь производительность до 3 000 литров воды в час и имеет большой срок службы.

Необходимость регистрации скважины

Получение лицензии на ту или иную скважину регулируется законом «О недрах», который был принят еще в 1992 году.

В соответствии с этим законом можно без согласования с государственными инстанциями пробурить и обустроить на своем участке скважину или выкопать колодец на 1-й водоносный слой (на песок).

Для того чтобы пробурить и обустроить артезианскую скважину, владелец участка должен вначале получить лицензию на использование недр, к которым относятся глубинные воды.

Использование артезианской скважины без соответствующего разрешения является административным нарушением закона и влечет за собой денежный штраф и демонтаж оборудования. Также возможны штрафные санкции в случае, когда разрешение для скважины получено, но ее эксплуатация производится с нарушением установленных правил.

При грубых нарушениях эксплуатации скважины, способных привести к негативным последствиям, предусмотрена уголовная ответственность владельца скважины.

Каков должен быть участок бурения

Прежде чем начинать сбор документов на получение лицензии, надо проверить соответствие участка необходимым требованиям. Эти требования включают:

  • отсутствие в радиусе 300 м от будущей скважины источников химического заражения (АЭС, промышленные предприятия и т. п.);
  • отсутствие в радиусе 200 м от скважины объектов биологической опасности (свалки, канализация);
  • наличие объектов строительства, домов, растений не ближе 30 м от скважины;
  • отсутствие в районе бурения коммуникаций;
  • отсутствие в почве химических удобрений;
  • наличие забора вокруг участка.

При выполнении этих требований к участку приступают к следующему этапу.

Этапы получения разрешения на бурение

Необходимо отметить, что не существует закона, по которому частному лицу разрешалось бы бурить артезианскую скважину. Однако при наличии уважительных причин отдел лицензий может разрешить такое бурение. К таким причинам относятся:

  • отсутствие на близком расстоянии от участка каких-либо других источников воды;
  • наличие уже пробуренной артезианской скважины, которую необходимо легализовать.
  • Обращение в Министерство природных ресурсов и экологии (МПР и Э). После осмотра участка специалистами учреждения и выдачи разрешения на бурение можно переходить к сбору документов.
  • Подготовка документов. В их число входят:
  1. Заявка на бурение;
  2. Генеральный план;
  3. Ситуационный план инфраструктуры участка;
  4. Документ на право владения или аренды участка;
  5. Кадастровый план;
  6. Свидетельство из налоговых органов;
  7. Паспортные и банковские данные.
  • Определение суточного потребления воды и согласования его величины с местным отделением МПР и Э.
  • Получение подтверждения Роспотребнадзора о возможности организации на участке первого пояса санитарной зоны. Эта зона должна иметь размер 60 х 60 м. В некоторых случаях эта зона может быть сокращена в два раза.
  • Утверждение в Облкомводе проекта скважины.
  • Передача всех документов в Департамент по недропользованию.
  • Получение лицензии на бурение (при положительном решении вопроса).

При наличии лицензии можно приглашать бурильщиков.

Вместе с лицензией, имеющей определенный срок действия, владельцу скважины выдается лицензионное соглашение. По нему он должен производить мониторинг подземных вод, платить налоги за пользование недрами.

Регистрация артезианской скважины

После бурения скважина должна быть зарегистрирована. Для этого производится еще несколько операций.

  1. Проведение геологической экспертизы скважины Департаментом недропользования.
  2. Обустройство санитарной зоны скважины.
  3. Проведение Роспотребнадзором анализа состава воды и выдача заключения о возможности ее использования.
  4. Постановка скважины на кадастровый учет.
  5. Ввод скважины в эксплуатацию.

Разбили ртутный градусник? Читайте, что нужно делать в нашей статье .

Легализация уже построенной скважины

Иногда на участке может существовать артезианская скважина, которая по тем или иным причинам не имеет лицензии. В случае наличия такой информации в Росприроднадзоре эта организация предложит устранить нарушение. С данной целью владельцу скважины будет направлено предписание, в котором фиксируется нарушение закона и устанавливается срок устранения этого нарушения.

При получении такого предписания владелец скважины может действовать двумя путями:

  • получить лицензию на скважину. Для этого необходимо начать оформление лицензии;
  • затампонировать скважину.

В случае отсутствия указанных выше действий в отношении незаконной скважины по истечении срока предписания на владельца скважины налагается административный штраф.

Выводы

  1. Для организации автономного водоснабжения загородного участка возможно использование скважин двух типов – на песок и на известняк (артезианская скважина).
  2. Для бурения скважины на песок не требуется разрешения государственных органов, а для бурения новой или легализации уже существующей артезианской скважины необходимо получить лицензию на скважину.
  3. Отсутствие разрешения на эксплуатацию артезианской скважины влечет за собой денежный штраф и возможный демонтаж оборудования.

Лицензия на скважину в 2016 году. Постановление № 94 и изменения в порядке получения лицензии.

Оригинал взят у geohydrology в Лицензия на скважину в 2016 году. Постановление № 94 и изменения в порядке получения лицензии.

1.     Лицензирование скважин – для чего это нужно? 2.     Что такое лицензия на пользование недрами? 3.     Кому необходимо получать лицензию на скважину? 4.     Когда можно не получать лицензию на скважину? 5.     Какой штраф предусмотрен за отсутствие лицензии на скважину? 6.     Как получить лицензию на добычу подземных вод в 2016 году? В сегодняшней статье мы ответим на эти и некоторые сопутствующие вопросы. А для начала, давайте разберемся на основании чего собственник или арендатор земельного участка должен получать разрешения для использования скважины на воду.

Лицензирование скважин – для чего это нужно?

Подземные воды в соответствии с законодательством РФ являются частью земных недр. Об этом свидетельствует ФЗ «О недрах» – главный нормативный правовой акт, который регулирует вопросы недропользования. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности. Право собственности на недра принадлежит государству, включая подземное пространство, полезные ископаемые и прочие виды ресурсов. Любое использование недр является законным только после получения соответствующего разрешения со стороны государства. Данное разрешение оформляется в виде лицензии на недропользование, с указанием разрешенных видов деятельности при пользовании недрами.

Для организации водоснабжения за счет подземных вод, государством выдается два вида лицензий:

·         Лицензия на геологическое изучение ·         Лицензия на добычу подземных вод

Что такое лицензия на пользование недрами?

Каждая лицензия на недропользование состоит из фирменного бланка с указанием кому, для каких видов пользования недрами и на какой срок она выдана. Кроме этого, каждая лицензия содержит приложения, в которых указаны условия лицензионного соглашения. В них прописаны требования, выполнение которых принимает на себя недропользователь и сроки их реализации. Лицензия на геологическое изучение и лицензия на добычу подземных вод всегда получаются последовательно, одна за другой. При этом получение лицензии на добычу подземных вод возможно только после выполнения условий пользования недрами, прописанных в лицензии на геологическое изучение.

Главным условием пользования недрами в лицензии на геологическое изучение является проведение комплекса геологоразведочных работ. Такие работы проводятся на основании проекта на геологическое изучение участка недр, который проходит обязательную государственную экспертизу.

Главная задача, которая решается при проведении работ по геологическому изучению участка недр для поисков и оценки подземных вод заключается в следующем. Вновь пробуренная или уже давно существующая, но эксплуатируемая без лицензии водозаборная скважина, не оказывала негативного влияния на другие скважины, которые расположены по соседству и уже имеют лицензии на добычу подземных вод. Кроме этого скважина должная обеспечивать то количество воды, требуемого качества, которое необходимо недропользователю.

Кому необходимо получать лицензию на скважину?

Важно понимать, что получение скважины «в наследство» от предыдущего владельца, а также бурение ее «в прошлом веке», не освобождает нынешнего владельца от необходимости соблюдать законодательства в сфере недропользования.

Таким образом, абсолютно каждая скважина, используемая для целей водоснабжения, вне зависимости от года ее бурения, должна эксплуатироваться только при наличии лицензии на добычу подземных вод.

Когда можно не получать лицензию на скважину?

Не получать лицензию на добычу подземных вод при эксплуатации водозаборных скважин, на сегодняшний день, возможно в единственном случае. В соответствии со статьей 19 ФЗ «О Недрах», собственники или арендаторы земельных участков имеют право добывать подземные воды без лицензии для личных, бытовых и других, не связанных с предпринимательской деятельностью нужд. При этом подземные воды не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому. Водоносный горизонт, в такой ситуации, не должен являться источником централизованного водоснабжения. Кроме этого, он должен располагаться над другими водоносными горизонтами, которые являются источниками централизованного водоснабжения. На практике это означает, что ни один водоносный горизонт не может быть источником водоснабжения в отсутствие лицензии на скважину. Исключение составляют лишь грунтовые воды, так называемая верховодка. Такие воды, чаще всего, добываются с помощью колодцев и обладают низким качеством, вследствие загрязнения с поверхности.

Какой штраф предусмотрен за отсутствие лицензии на скважину?

 

В Федеральном законе №19 «О недрах» четко указано, в каких только случаях возможно бурение и эксплуатация скважин на воду без предварительного получения лицензии. По сути,  вариант только один — добыча воды только для собственных нужд. Без получения коммерческой выгоды. Например, полив  из скважины сельхозпродукции с последующей ее продажей уже считается получением коммерческой выгоды, и на такую скважину требуется лицензия. В противном случае при отсутствии лицензирования, эта скважина незаконная и подлежит тампонажу.

Более того, если вы используете скважину исключительно в личных целях, но она пробурена на водоносный горизонт, который используется для централизованного водоснабжения или пробурена на горизонт, который располагается над горизонтами, которые используются для централизованного водоснабжения, лицензия тоже необходима. На практике это означает, что без лицензии можно эксплуатировать скважину, пробуренную на первый песчаный водоносный слой (верховодку).  Нарушение этого закона влечет за собой штрафные санкции.

Величина штрафов за эксплуатации незаконной скважины на воду без лицензии

Сейчас предусмотрены следующие величины штрафов для такого случая, которые приведены в 7.3 КоАП РФ:

·         Для физических лиц — 3-5 тыс. рублей;

·         Для должностных лиц — 30-50 тыс. рублей;

·         Для юридических лиц — 800 тыс. — 1 млн. рублей.

Оплата штрафа не освобождает от необходимости получения лицензии артезианской скважины на воду на предприятии и у физического лица. Но и это еще не все. В случае выявления факта, что незаконная эксплуатация привела к загрязнению подземных вод,  а если еще при этом будет доказано, что это представляет угрозу здоровью и жизни людей, величина  штрафов значительно возрастает и может достигать 4,5 млн. рублей плюс расходы на устранение нарушений.

Кроме этого, в соответствии со статьей 49 ФЗ «О Недрах» привлечение к ответственности за нарушение законодательства о недрах не освобождает от обязанности устранить нарушение. Таким образом, после уплаты штрафа виновное лицо обязано провести работы по получению лицензии на скважину, либо ее ликвидировать. Необходимо отметить, что данные штрафы предусмотрены за нарушение законодательства в сфере недропользования, однако, сложность отнесения правоотношений, возникающих при добыче подземных вод, к одной отрасли права усложняет ситуацию.

Являясь частью земных недр, подземные воды относятся также и к категории водных объектов. Это однозначно указано в пункте 5 статьи 5 Водного Кодекса РФ. В статье 1 ФЗ «О недрах» также указано, что отношения, связанные с использованием и охраной водных объектов регулируются соответствующим законодательством.

Но и это еще не все. Использование подземных вод, как объекта окружающей среды накладывает на лицо, проводящее такое использование, обязанности по охране окружающей среды и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Таким образом, суммарный штраф, на который можно нарваться при незаконном использовании подземных вод и которое может повлечь за собой их загрязнение, а при наиболее неблагоприятном стечении обстоятельств и угрозу здоровью и жизни населения в соответствии со статьями: ·         7.3 КоАП ·         8.13 пункт 2 КоАП ·         8.13 пункт 4 КоАП ·         8.42 пункт 1 КоАП ·         8.45 пункт 1 КоАП ·         8.45 пункт 2 КоАП составляет до 4 500 000 рублей.

Как получить лицензию на добычу подземных вод ?

А теперь давайте разберемся, каким образом избежать обозначенных выше неприятностей и получить лицензию на скважину, а также некоторые сопутствующие разрешения, необходимые для законного использования подземных вод для водоснабжения.

Сразу оговорюсь, что в данной статье я акцентирую внимание именно на вопросах получения лицензии на добычу подземных вод, в особенности тех изменениях в законодательстве, которые вступили в силу в 2016 году. Полную информацию, касающуюся законного использования водозаборных скважин вы можете получить, прочитав небольшую серию публикаций по данной теме:

·         Законное использование водозаборных скважин. Часть I. Как и у кого получить разрешение ·         Законное использование водозаборных скважин Часть II. Согласование с Роспотребнадзором ·         Законное использование водозаборных скважин Часть III. Получение лицензии на скважину Необходимо отметить, что основные изменения в процедуре получения лицензий на недропользование произошли после внесения изменений в ФЗ «О недрах» в 2015 году. С 1 января 2015 года полномочия по выдаче лицензий на недропользование делятся между федеральными органами власти и органами местного самоуправления. Многообещающие изменения в Федеральном законе «О недрах», которые отменили обязательную государственную экспертизу запасов подземных вод, при суточном объеме их потребления менее 100 кубических метров, не принесли недропользователям желаемого упрощения процедуры получения лицензий. На сегодняшний день, при любом объеме потребления воды для законного использования скважин необходимо реализовать полный комплекс мероприятий по геологическому изучению участка недр для поисков и оценки подземных вод: ·         Получить лицензию на геологическое изучение; ·         Разработать проект геологического изучения; ·         Пройти государственную экспертизу проекта; ·         Провести работы по геологическому изучению, включающие: 1) Анализ фондовых материалов по геолого-гидрогеологической обстановке в районе водозабора; 2) Гидрогеоэкологическое обследование территории; 3) Бурение скважин; 4) Геофизические исследования; 5) Опытно-фильтрационные работы; 6) Гидрогеохимические исследования; 7) Анализ опыта эксплуатации соседних водозаборов ·         Написать отчет по геологическому изучению с подсчетом запасов подземных вод; ·         При объеме потребления воды менее 100 кубических метров в сутки – пройти согласование отчета в органах местной исполнительной власти При объеме потребления воды более 100 кубических метров в сутки – пройти государственную экспертизу запасов подземных вод ·         Если вода используется для целей питьевого или хозяйственно-бытового водоснабжения: 1) разработать проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения; 2) получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения в органах Роспотребнадзора; 3) получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. ·         Получить лицензию на добычу подземных вод; ·         При объеме потребления воды более 100 кубических метров в сутки – разработать технический проект разработки месторождения подземных вод (технический проект водозабора)

Важным моментом в определении требований для получения лицензии на скважину в 2016 году стал выход Постановления Правительства № 94 от 11 февраля 2016 года «Об утверждении правил охраны подземных водных объектов». Правила охраны подземных вод при эксплуатации водозаборных скважин отражены в III и IV статьях данного документа.

В первую очередь нужно отметить, что теперь все водозаборные скважины, в обязательном порядке, должны быть оборудованы счетчиками расходы воды, а также устройствами для замера уровней подземных вод. Данные требования существовали и ранее, однако, они были разрознены. Так, например, учет расхода потребляемой воды был обязателен с учетом требований пункта 3.2.1.5 «СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения». При выездных проверках факт оборудования скважин такими приборами был интересен, в основном, работникам Роспотребнадзора а со стороны Природоохранной прокуратуры мало контролировался.

Оборудование скважин приборами для замера уровней подземных вод носило рекомендательный характер, в соответствии с «Методические рекомендации по организации и ведению мониторинга подземных вод на мелких групповых водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах» и вообще не могло быть обязательным требованием при проверках.

С 2016 года оборудование абсолютно всех водозаборных скважин приборами учета объемов потребления воды, а также устройствами для замеров уровней подземных вод стало строго обязательным.

Вторым важным изменением является требование об обязательном наличии мониторинговых, а не только эксплуатационных скважин при суточном объеме потребления воды более 100 кубических метров. На сегодняшний день, неясно могут ли резервные скважины быть приравнены к категории мониторинговых или последние должны быть оборудованы отдельно. Запрос относительно данного момента уже отправлен в государственные органы и как только ответ будет получен, я скорректирую данный пост в части этого интересного нововведения.

Однозначно можно утверждать одно, при суточном объеме потребления воды более 100 кубических метров, с 2016 года, водозабор должен состоять минимум из двух скважин. Третье существенное нововведение обусловлено требованиями пунктов 16-18 статьи IV Постановления № 94 от 11 февраля 2016 года.

В соответствии с пунктом 16 все неиспользуемые и аварийные скважины должны быть ликвидированы в соответствии с проектной документацией. Больше никаких актов о тампонаже в произвольной форме и решений в стиле « … просто зальем оголовок бетоном, да и все». Все в полном соответствии с проектом на ликвидацию или консервацию скважины, что, кстати, существенно усложнит работу организаций, занимающихся ремонтом и ликвидацией скважин, и увеличит стоимость их услуг.

В пункте 17 указано, что подземные воды должны выводиться на поверхность минимальным количеством каптажных сооружений (скважин, в большинстве случаев). Таким образом, остро встает вопрос об оценке максимальной производительности каждой скважины. Этот параметр может быть достоверно определен только по результатам проведения опытно-фильтрационных работ на водозаборе. Опытно–фильтрационные работы, по сути своей, есть натурный эксперимент, в ходе которого регистрируются понижения уровней подземных вод в скважине при водоотборе имитирующем реальную эксплуатацию. На основании этих опытных данных рассчитываются гидрогеологические параметры водоносного горизонта, вскрытого скважиной, которыми, по большей части, и лимитируется ее максимальная производительность. Существовавшая ранее практика полного игнорирования опытно-фильтрационных работ или проведение весьма кратковременных исследований, по всей видимости, должна прекратиться. Кстати, отсутствие жестких требований в части организации таких работ, а как следствие невозможность (отсутствие необходимости и желания), кроме прочего, привело и к снижению общей квалификации гидрогеологов.

Главный вывод из сложившейся ситуации: для проведения работ по лицензированию скважин ищите профессиональных гидрогеологов. Обращайте внимание, чтобы они проводили качественные опытно-фильтрационные работы, продолжительностью не менее 1 суток (а лучше не менее 3х). Очень хорошо, если специалисты предлагают проводить интерпретацию таких работ на численных гидрогеологических моделях, имитирующих ход проведения опытно-фильтрационных работ.

В завершение статьи, нельзя не обратить внимания на пункты 18 и 19 статьи IV. В них содержатся требования, касающиеся принятия необходимых мер  при бурении новых и ремонте уже существующих скважин, в части предотвращения разгерметизации обсадной колонны, изолирующей водоносные горизонты. А также требования о недопустимости выпуска добываемых подземных вод, не предусмотренного проектом. Все это свидетельствует о том, что при выборе буровой компании пора перестать ориентироваться на дешевизну погонного метра бурения. В дальнейшем несоблюдение технологии сооружения скважины может привести к нарушению требований законодательства и необходимости ее ремонта, что всегда сложнее бурения «с нуля», или ее ликвидации, а кроме этого и повлечь за собой штрафы за нарушения законодательства о защите подземных вод от загрязнения.


Смотрите также