Расходящаяся гамма


Минорные гаммы. Урок 8 самоучителя фортепиано

На прошлом уроке мы познакомились с обращениями аккордов, а также с видами сопровождения, которые относятся к области музыкальной фактуры. Сейчас же наш урок будет посвящен минорным гаммам.

Минорная гамма строится по принципу: тон- полутон – два тона – полутон – два тона. Обычно начинающим музыкантам объясняют, что мажор звучит весело, а минор – грустно, и для примера приводят песенку «На морозе девочка весело запела – горлышко у девочки сразу заболело». Становясь чуть постарше и немного позанимавшись музыкой, ученики музыкальных школ понимают, что закономерность между веселым настроением в мажоре и грустным в миноре - есть, но не совсем прямолинейная. Например, в песенке «Чунга-чанга» куплет, сам по себе достаточно веселый, звучит в миноре, а припев – в мажоре.

Встречается в миноре и шутливая, танцевальная музыка, один из классических примеров – это «Шутка» И.С. Баха. 

Есть уникальный пример, когда трагическое настроение выражается в мажорной музыке: это заключительная ария в опере К. Глюка «Орфей». Как известно, Орфей отправился за Эвридикой в ад, умилостивил злых фурий, которые сторожили место упокоения блаженных теней - но получил требование не оглядываться на горячо любимую жену, пока не выведет ее из ада. Эвридика подумала, что он ее больше не любит, плакала, уговаривала, и он, оглянувшись, потерял ее навсегда. В этот момент звучит ария «Потерял я Эвридику», написанная в мажоре. Правда, средние ее разделы представляют минорные восклицания и жалобные вздохи. Конец оперы благополучный: является вестник, который позволяет Орфею и Эвридике воссоединиться.

В музыке существует три вида минора: натуральный, гармонический (с повышенной VII ступенью) и мелодический (с повышенными VI и VII при движении вверх, вниз гамма поется так же, как в натуральном миноре). Это схема предназначается для пения гамм на школьных уроках сольфеджио. В музыке натуральный минор применяется редко, чаще всего в народных песнях и их обработках, стилизациях. Гармонический минор получил свое название от слова «гармония», в самом деле, в классической гармонии доминанта всегда мажорная – с повышенной VII ступенью, а субдоминанта минорная (с натуральной VI). В результате при соединении аккордов такой лад становится наиболее подходящим, но возникает неудобство при мелодическом восходящем движении от V к I, поскольку между VI и VII в гармоническом миноре образуется увеличенная секунда. Поэтому при восходящем движении повышаются две ступени, и VI, и VII, а при нисходящем – повышение ступеней не применяется, и гамма поется или играется, как натуральный минор.

Увеличенные секунды придают музыке восточный колорит, и в некоторых случаях особенность гармонического минора создавать в мелодическом движении увеличенные секунды - сознательно используется композиторами для создания ориентального характера. Особенно ярко это выражено в романсе Сергея Рахманинова «Не пой, красавица, при мне».

Параллельные тональности – это тональности, имеющие одинаковые звукоряды (одинаковое количество знаков). Тоники параллельных тональностей отстоят друг от друга на малую терцию: минор от мажора – на малую терцию вниз, мажор от минора – на малую терцию вверх. Соответственно, тоника параллельного минора находится на VI ступени мажора, а тоника параллельного мажора – на III ступени минора. Знакомство с количеством знаков и параллельными тональностями начинается уже в первом классе музыкальной школы.

Практически с первых шагов обучения учащиеся получают представление и о модуляции в параллельную тональность. В самом деле, до мажор и ля минор обладают общими звукорядами, и для того, чтобы перейти в другую тональность, нужно просто остановившись на новой тонике. В начальный период обучения изучается много народных песен, в которых часто встречается модуляция в параллельную тональность. В протяжной песне «Уж ты, поле» мелодия начинается в ля бемоль мажоре, а заканчивается в фа миноре.

Для того, чтобы определить тональность в начале и в конце песни, нужно посмотреть на последнюю ноту (это тоника) и типовые мелодические обороты в начале: в примере они обрисовывают устойчивые звуки начальной тональности (ми- бемоль, до, ля-бемоль).

Постепенно осваивая тональности во все большим количеством знаков и их параллельные, учащихся запоминают всю схему, образующую «квинтовый круг» тональностей:

Для пианистов, играющих гаммы, важно правильно выучить аппликатуру. Аппликатурные схмы приведены в учебнике Николаева «Школа игры на фортепиано». В начале обучения гамму разучивают каждой рукой отдельно. При игре нужно следить, чтобы рука была мягкой и свободной, движения - плавными и естественными. Нужно стремиться освоить движение подворота и перекладывания, ловко и незаметно, без акцента подвернуть палец или сделать перекладывание кисти в нужном месте.

Аппликатурные схемы до мажора, соль мажора, ре мажора, ля мажора и ми мажора совпадают. По этой же схеме играются ряд минорных гамм: ля минор, ре минор, соль минор, до минор, ми минор. Гаммы с большим количеством знаков нужно разучивать отдельно, но их играть в каком-то смысле легче, потому что расположение белых и черных клавиш само «подсказывает» правильную аппликатуру: понятно, что большими пальцами удобнее нажимать белые клавиши.

Разучив аппликатуру каждой рукой отдельно, нужно на небольшом диапазоне (1-2 октавы) соединить игрудвумя руками, в медленном темпе, следя за подкладываниями и перекладываниями в двух руках. Когда этот процесс дойдет до автоматизма и гамма «выграется», приступайте к игре гаммы в 4 октавы, а также расходящихся. Замечу, что, благодаря симметричной аппликатуре – а именно, одновременным подворотам и перекладываниям - в тональностях с небольших количеством знаков, расходящиеся гаммы играть легче, чем гаммы в прямом движении. Прибавляя темп, старайтесь группировать ноты по четыре, это позволит избежать акцентов на «тяжелых» больших пальцах, а также сделает гамму более стремительной. Виртуозы, достигшие хорошей беглости, могут попытаться играть гамму с акцентами через 8 нот, тогда за четыре акцента вы достигнете вершины гаммы, а остальные клавиши будут «пролетать» незаметно, и возникнет впечатление виртуозной техники, свободного владения инструментом.

В художественной музыкальной литературе за многими тональностями закреплены значения, своеобразные «амплуа», область выразительных значений. В ораториальных произведениях Баха – «Мессе» си минор, «Страстях по Матфею» и других, параллельные тональности ре мажор и си минор воплощают сферы ликующего, радостного – и трагического, пассионного. Это связано с тембрами инструментов: валторны и трубы еще не были достаточно совершенны для игры во многих тональностях, а тональность ре мажор была для них удобной. Трагическая тональность си минор впоследствии использовалась редко, Л. Ван Бетховен называл ее «черной», и один из немногих примеров использования этой тональности – «Неоконченная» симфония Ф. Шуберта.

Тональность до минор благодаря знаменитым произведениям Бетховена – Восьмой «Патетической» сонате, Пятой симфонии, Третьем фортепианном концерте и других сочинениях – часто воплощает образы «рока», неумолимой судьбы. В бетховенском до миноре большое значение имеет аккордовое изложение и выразительность уменьшенного септаккорда. К такой выразительности примыкает также фа минор, близкий по количеству знаков и выразительности. В фа миноре написана 23 соната Бетховена «Апассионата».

Тональность ре минор также наделена трагической символикой благодаря знаменитой теме Командора из оперы В.А. Моцарта «Дон-Жуан». Несомненно, Моцарт мог воспринять и продолжить традиции И.С. Баха, который в ре миноре написал Токкату и фугу для органа, Хроматическую фантазию и фугу и другие сочинения. В ре миноре создана также Девятая симфония Л. Бетховена (правда, ее ораториальный финал на текст Оды Ф. Шиллера «К радости» написан в ре мажоре).

Тональность ми минор в более позднее время ассоциируется с балладным, повествовательным характером и «круговым» триольным размером, часто используется 6/8. Такова тема Пятой симфонии П.И. Чайковского.

Изучая различные музыкальные произведения, посещая симфонические концерты, прослушивая музыку в записи – вы легко дополните этот список тональностей и их выразительных значений своими собственными наблюдениями.

На следующем уроке речь пойдет об аккордах из четырех звуков, которые называют септаккордами.

Записаться на занятие

"Работа над гаммами в младших и средних классах ДШИ"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШОВГЕНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ОТКРЫТЫЙ УРОК    ПО ТЕМЕ:

«РАБОТА НАД ГАММАМИ  В МЛАДШИХ И  СРЕДНИХ  КЛАССАХ ДШИ»

Преподаватель по классу фортепиано

МБОУ ДО «Шовгеновская ДШИ»

Бгуашева С.К.

а. Хакуринохабль

2019г.

Цель:

Раскрыть значение игры гамм на фортепиано.

Задачи:

1. Показать  основные звуковые задачи при игре гамм.

2.Артикуляционные задачи.

3.Ритмические задачи.

4. Поэтапный рассказ работы над гаммами в младших и средних классах.

При воспитании пианиста, и для поддержания должного уровня мастерства без овладения гаммовым комплексом, без постоянной работы над ним не обойтись.

Значение гамм в игре на фортепиано.

Гаммы – важный момент в обучении учащихся игре на фортепиано. Изучение гамм на уроках требует особого внимания в силу следующих причин:

- гаммы, а также аккорды и арпеджио – развивают ладовый, мелодический и гармонический слух (учащиеся различают мажорное и минорное наклонение гамм, ощущают ладовые функции мажора и минора, их виды – натуральный, гармонический и мелодический, усваивают направление движения (вверх, вниз), слышат интонационную сторону тонов-полутонов -  интервалику ).

- гаммы – способствуют развитию двигательного аппарата (развивается беглость пальцев, совершенствуется техника).

- гаммы – необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей ориентации в ней.

- гаммы – нужны для понимания основных закономерностей аппликатуры.

- гаммы – помогают развитию и расширению музыкально-теоретических представлений (учащиеся знакомятся с определенной терминологией, с названием тех или иных понятий – звукоряд, гамма, лад, тональность, аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио и т.д.).

Гамма содержит в достаточно чистом виде тот материал, из которого состоят все шедевры. Это те кирпичики, которые подойдут для строительства любой пьесы, любого произведения.

Основные звуковые задачи при игре гамм:

1. Вслушиваться в мелодический характер гаммы, слышать длительное дыхание мелодической линии, учиться на гаммах навыкам певучести и выразительности игры legato .

2.Играть гаммы с различной артикуляцией (различными штрихами).

3.Развивая мелодическую точность, играть гаммы с акцентами и в разных ритмах.

4.Играть гаммы с различной нюансировкой, тембровыми и динамическими красками.

5.Во время игры гамм можно развивать полифонический и ансамблевый слух.

Подготовительные упражнения для освоения игры гамм в младших классах.

Прежде, чем приступить к изучению гамм, необходимо освоить подготовительные упражнения.

1. «Паучок» Играем 1-2, 1-3, 1-4 пальцами на legato, поочередно переступая. При исполнении используем подтекстовку.

Паучок плетет свой дом,

Паучку прекрасно в нем,

Он плетет и напевает,

Всех друзей к себе сзывает.

Это упражнение помогает почувствовать первый палец, не заваливаться на него.

2. «Веревочка». Играем 1-2, 1-3, 1-4 всю гамму до-мажор. Следим за тем, чтобы рука не разворачивалась, пальцы не прогибались, 1-й палец ребенок должен ставить правильно.

Упражнение играем с подтекстовкой.

Закрутися, закрутись, ты веревочка моя,

Раскрутися, раскрутись, ты веревочка моя.

Следующие упражнения направлены на одновременное взятие 2х звуков – интервалов. В этих упражнениях я ставлю перед учащимся задачу – взять 2 звука вместе, без  так называемых «квакушек».

3.«Квинты» - играем 1и 5 пальцами, перелетая через октаву. При исполнении упражнения использую подтекстовку:

Мы веселые две квинты

Ты нас правильно сыграй

Первый, пятый, первый, пятый

Ты скорее проиграй.

4.«Часы» - играем терции 1-3, 3-5 как маятник часов. Затем чередуем терции 1-3, 3-5.  Упражнение играем с подтекстовкой:

На стене часы весят,

Тихо, мирно говорят:

Тик-так, тик-так…

5. «Кварты» - играем 1-4, 2-5 пальцами, как упражнение «Квинты». В упражнении используем подтекстовку:

Зайка -  ушастенький, ловкий зверек,

Прыгает весело – скок да поскок!

 После того, как учащийся освоил эти упражнения, можно переходить к знакомству  непосредственно с гаммой.

Гаммы нам нужны для того, чтобы делать зарядку для наших пальчиков, разогревать наши  мышцы, тренировать пальчики, чтобы они умели быстро и красиво играть.

Затем переходим к игре звукоряда по позициям  (позиция, где не требуется подкладывания 1-го пальца) с использованием подтекстовки:

Посмотри (позиция 3х пальцев) как играю я (позиция 5ти пальцев). Правая рука играет вверх, а левая вниз.

После того, как ребенок освоил игру по позициям, мы соединяем эти две позиции, и таким образом играем уже половину упражнения игры гаммы в прямом движении. Затем я объясняю ребенку, что вторая половина упражнения играется теми же пальцами, только в зеркальном отражении. При исполнении используем подтекстовку:

Все куда-то разбежались,

Заскучали и примчались.

Параллельно знакомимся  с расходящейся гаммой. Пробуем сыграть 2-мя руками от одного звука гамму, которая называется «Расходящаяся»Начинать ее мы будем с одного звука, и расходиться в разные стороны. Аппликатура в обеих руках одинаковая и такая же, как и в первом упражнении: когда ручки расходятся, сначала играем первые три пальчика, а затем подкладываем 1е и играем до 5. Можно играть с подтекстовкой:

В расходящемся движении

Все в зеркальном отражении.

И, наконец, играем гамму До Мажор в прямом и расходящемся движении.

Играем сначала отдельно каждой рукой – вспоминаем аппликатуру, затем соединяем двумя руками, медленно, вспоминаем каждый пальчик.

При игре гамм, у многих учащихся возникает проблема 1го пальца (при игре 1-м пальцем задирается рука, что в дальнейшем затруднит игру в более быстром темпе). Поэтому я использую упражнение «Кораблик» - вычленяем то место, где играет 1й палец с соседними звуками и нужными пальцами и проигрываем его несколько раз в правильном положении первого пальца и руки в целом. При исполнении упражнения можно использовать подтекстовку:

Ветер по морю  гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

 Игра гамм с динамикой. В процессе работы над гаммой необходимо объяснить ребенку, что если гамму будем играть в одной звучности, динамике, то она станет неинтересной и скучной, а если ее разнообразить динамическими оттенками,  то она станет намного интереснее и красивее. Попутно объяснить, что при движении вверх мы всегда играем на крещендо, а вниз – на диминуэндо. При игре на крещендо мы представляем, что забираемся на гору, при поднятии к вершине идти становится все труднее и труднее, мы затрачиваем больше сил и энергии, а спускаться с горы всегда легче.

 При знакомстве с аккордами объясняется ребенку, что аккорд – это созвучие  из трех и более  звуков, т.е. мы должны вместе сыграть 3 звука, но не 3 звука подряд, а через ступеньку, т.е. трезвучие. Возникает вопрос, какими пальцами мы будем играть это трезвучие. Тут вспоминаем подготовительные упражнения, которые мы делали: квинты и терции, и мы вместе вспоминаем, какими пальцами мы их играли. Здесь у нас тоже есть квинта, которую мы играем 1-5 пальцем, и терция, которую мы играем 1-3 пальцами, и таким образом мы соединяем эти два упражнения и получается аккорд.

После того, как ребенок усвоил игру трезвучия, я объясняю, что мы выучили только одну часть упражнения, и начинаю объяснять обращение трезвучий, что основание (это звук «до») становится вершиной – верхним звуком «до», в сказочной форме я говорю учащимся, что у нижнего звука «до» (в до-мажоре) вдруг вырастают крылышки, и он перелетает на октаву вверх, таким образом, у нас получается новый аккорд, но это не трезвучие, а называют его по-другому – секстаккорд. А называют его так, потому что его крайние звуки «ми-до» образуют сексту. У этого аккорда другая аппликатура: «ми» и «до» будут играть 1й и 5й пальцы и в правой и в левой руке, а вот средние звуки правая рука будет играть вторым, а левая третьим. И таким же образом объясняю квартсекстаккорд.

Игра аккордов каждой рукой отдельно в медленном темпе.

Работа над гаммами в средних классах.

При работе над гаммами в средних классах стоят следующие задачи:

- изучение коротких, ломанных, длинных  арпеджио;

- игра всех видов упражнений в 4 октавы;

- ровность, четкость исполнения;

- скорость исполнения.

Игра гаммы Ми Мажор в прямом и расходящемся движении.

1. Игра гаммы 1-2, 1-3, 1-4 пальцами в четыре октавы.

2.Игра гаммы разными штрихами (staccato, legato, non legato) для пальцевой артикуляции, цепкости пальцев.

Из многочисленных видов приемов игры staccato  ученик, прежде всего, должен научится игре кистевому  и пальцевому  staccato.

Сыграть гамму кистевым staccato.

Играя гамму кистевым staccato , ученики представляют, как град стучит по крыше. Воспроизвести этот образ на инструменте поможет верное движение: отскок кисти с одновременной опорой и отталкиванием от клавиши. Если нужно сыграть громче, то отталкиваемся всей рукой. Хорошо так поиграть в нижнем регистре клавиатуры, чтобы обратить внимание еще и на тембр звучания: "густой", "темный", "грубый".

Играя гамму пальцевым staccato , мы представляем, что " по ровной поверхности воды плывет лодка, под мелким, частым, моросящим дождиком". Чтобы "изобразить" этот образ на фортепиано, необходимо применить следующее движение: цепким кончиком пальца мы как бы "стираем пятнышко с клавиши", делая активное, резкое движение пальца под ладонь. Запястье свободное, оно "дышит" чуть вибрируя ("моросящий дождик"). А рука при этом выполняет одно объединяющее движение (как на Legato). Она равномерно движется вдоль клавиатуры ("плывущая лодка"), а хватательное движение пальцев, не нарушают этого движения. Пальцевое staccato особенно способствует выработке звукоизвлечения в гаммах.

Играя гамму певучим звуком, мы готовимся к исполнению кантиленных протяжных мелодических линий. Представляем образ: скольжение лодки по зеркальной глади воды.

3. Можно чередовать игру разными штрихами (например, играем одну октаву на legato, а другую – на staccato; а также для более старших классов, которые хорошо справляются с предыдущим заданием можно поиграть, например, правую на staccato, а левую на legato, и наоборот).

4. Игра гаммы с ритмическим варьированием для четкости и ровности исполнения (пунктирный ритм с акцентом на сильную долю, затем на слабую).

5.Игра с акцентировкой по 2, 4 звука для ровности исполнения в ритмическом плане. Причём, акцент ни в коем случае не делается всей рукой: это – лёгкий пальцевой удар.

6.Игра на крышке инструмента, точно исполняя аппликатуру. Главная задача в этом упражнении, состоит в том, что нужно подравнять пальцы, чтобы звучание было ровным, без «выпадения» каких-либо звуков.

7.Игра гаммы триолями в три октавы.

8.И, наконец, бывает очень трудно сдвинуться с медленного или среднего «учебного» темпа и перейти к быстрому. Объясняется это тем, что при медленной игре внимание направлено на движение каждого пальца в отдельности, при быстрой же важно объединяющее движение, охват множества звуков, стремительно катящихся друг за другом. Нарастить скорость движения помогает и переход на более прозрачную звучность, более лёгкое прикосновение к клавишам, и стремление сыграть гамму на одном дыхании, и игра с длительными остановками на тонике, после чего все остальные ступени гаммы пробегаются в возможно более быстром темпе.

Самый же эффективный способ достичь быстрого темпа – это игра гамм в одном направлении (вверх или вниз), когда катящийся пассаж устремляется к одной точке. Очень полезен в этом плане такой приём, как постепенное наращивание звуков.

9.Исполнение гаммы в прямом движении в четыре октавы.

Расходящаяся гамма.

Правая рука играет piano (р). Левая играет forte ( f)

Игра с ведущей правой рукой (f ) уже традиционна. А, по мнению Маргариты Лонг (французской пианистки и педагогу) , ведущей при игре должна быть левая рука, ей принадлежит "ритмический приоритет" (у которого левая рука развита меньше правой) (Цит. по: 2)

Игра обеими руками, начиная по три звука, в разные стороны, прибавляя по одному, доводя сначала до одной октавы, затем до двух.

При работе над арпеджио пригодятся многие советы, касающиеся изучения гамм, но между этими техническими формулами есть существенная разница: звуки гаммы следуют один за другим подряд, а арпеджио размещается по ступеням звукоряда с пропуском то одной, а то сразу и двух ступеней.

         Поскольку арпеджио – это не что иное, как разложенные аккорды, естественно начать их изучение с игры самих аккордов. Это поможет освоить структуру арпеджио, ощутить в руке их форму.

1.Выстраивание аккордов по верхнему звуку.

Игра аккордов с динамическим нарастанием, на стаккато, последний раз на маркато( помогает почувствовать вес в руке).

2.Игра аккордов в медленном темпе с выделением верхнего звука( верхний на фортэ, остальные на пиано), среднего и нижнего.

3.Игра всех аккордов, называя вслух аппликатуру ( 33,32,23).

Следующий шаг – игра коротких арпеджио из четырёх звуков, сначала с остановками на основном тоне следующего арпеджио, потом без остановок.

        Кисть проделывает волнообразное движение, начиная приподниматься на втором звуке, и снова опускается к первому пальцу.

Показ подготовительных упражнений из учебного пособия. Н.Ширинской «Гаммы и арпеджио».

 Таблица

Мажорные гаммы: пр.р. 344

                                лев.р.343

минорные гаммы:  пр.р. 343

                                лев.р.443

исключения:            

До, Соль, Фа маж. пр.р.  344

ля, ми, ре мин.       Лев.р.443

Работая над короткими арпеджио, полезно одновременно осваивать их ломаную форму. Играются ломаные арпеджио вращательным движением предплечья, пальцы при этом самостоятельных движений практически не делают, образуя единое целое с ладонью.

Игра ломанных арпеджио.

При игре длинных арпеджио опять возникает вопрос с подкладыванием и перекладыванием первого пальца. Делать это сложнее, чем при исполнении гамм: первому пальцу приходится дотягиваться до более отдалённых клавиш. Здесь требуется ещё большая гибкость, ловкость, пластичность движений. (игра упражнений  из учебного пособия. Н.Ширинской «Гаммы и арпеджио»).

Длинное арпеджио должно звучать как ровная, непрерывно льющаяся мелодическая линия, без лишних движений, толчков и акцентов, которые особенно часто появляются под первым пальцем. Чтобы выровнять звучность, полезно учить арпеджио трезвучия с лёгкими пальцевыми акцентами на  каждом первом из четырёх звуков. Тогда, если играть его в четыре октавы, акцент будет приходиться на все пальцы по очереди. Арпеджио доминантсептаккорда, исполняемое в том же объёме, акцентируется по триолям.

Отдельного разговора заслуживает аппликатура хроматической гаммы. Нередко пианисты и не задумываются, какими пальцами её играют. Между тем существует целый ряд её аппликатурных вариантов, которые образуют две группы. В первой чаще встречается последовательность 1-2 или 1-3, чем 1-2-3; во второй подкладывание используется реже: гамма играется «блоками», образуемыми последовательным употреблением трёх, четырёх и даже пяти пальцев подряд.

        К первой группе с её частым использованием первого пальца относятся аппликатуры, которые можно обозначить как немецкую, французскую и смешанную.

При так называемой немецкой аппликатуре (она приписывается К. Черни) господствует второй палец. Немецкая аппликатура хороша в неторопливом темпе, при динамике piano или mezzo piano.

Французская аппликатура – это господство третьего пальца. По сравнению с немецкой она обеспечивает более сильное, чёткое, яркое звучание. Акценты играются по шесть звуков.

Заключение.

Изучение гамм на всех ступенях музыкального образования, если оно методически грамотно и разумно организовано, способно принести огромную пользу для собственно технического и музыкального развития того, кто обучается фортепианной игре.

Используемая литература.

1.Алексеев А.Д. Из истории фортепианного искусства. Хрестоматия. Киев, 1974.

2.Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 2007.

3.Коган Г. Работа пианиста. М., Классика-ХХI, 2003.

4.Корыхалова Н. Играем гаммы.М., 1995.

5.Левин, Ю.В. Ежедневные упражнения юного пианиста – М.: Советский композитор, 1978.

5.Лонг М. Французская школа фортепиано.\\ Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.-Л., 1966

6.Савшинский С. Работа пианиста над техникой. Л., 1968.

7.Тимакин Е. Воспитание пианиста М., «Советский композитор» 1989

8.Фейнберг С. Пианизм как искусство. М., 1969.

9.Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. М., 1999

10.Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л., 1971.

11.Ширинская Н. «Гаммы и арпеджио» учебное пособие «Советский композитор» 1984.

Multitran dictionary

Russian-German forum   EnglishGermanFrenchSpanishItalianDutchEstonianLatvianAfrikaansEsperantoKalmyk ⚡ Forum rules
✎ New thread | Private message Name Date
2 37  Доля в праве собственности на квартиру  Розмари  25.04.2022  10:46
598 9855  Ошибки в немецком словаре  | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 all Bursch  21.12.2020  20:12
9 98  mandantenorientierte Sachbearbeitung  @eduard@  21.04.2022  20:16
1 56  политолог-международник  vot-vot  20.04.2022  23:46
10 98  Сокращение OUT в счете за лечение  Юрий Павленко  20.04.2022  18:29
4 52  eine Verurteilung schied aus  HolSwd  20.04.2022  17:50
13 171  вязка "бананом"  @eduard@  13.04.2022  17:58
2 82  Entlastungsbetrag финансовый отчет клиники  Mueller  12.04.2022  12:47
5 107  бульонный отек  @eduard@  11.04.2022  20:21
6 148  Свидетельство на постоянное место жительства  Bogdanna  8.04.2022  21:46
2 55  Непонятное сокращение в годовом финансовом отчете  Mueller  11.04.2022  21:06
39 371  Украинский язык в нотариальных документах - прошу помощи  Mme Kalashnikoff  6.04.2022  19:10
11 126  Дата и место убытия  Bogdanna  8.04.2022  20:40
31 306  взять под опеку на долгое время  | 1 2 all vot-vot  6.04.2022  18:49
1 53  "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети"  primaveraaa  6.04.2022  20:18
4 55  техник-электронщик  primaveraaa  6.04.2022  20:51
6 67  Atmosphärenphysiker  baum  6.04.2022  21:40
3 58  туристично-ресторанное обслуживание и пищевые технологии  vot-vot  7.04.2022  7:36
3 56  лечебный массаж  Anjaanja  5.04.2022  21:52
4 57  Заместитель директора Департамента международного права и сотрудничества  Freude777  5.04.2022  18:17
4 57  Einsetzen des allgemeinen Verkehrs  drifting_along  5.04.2022  14:58
3 37  freiberufliche Tätigkeit installieren  drifting_along  5.04.2022  15:04
1 36  zum 3. Werktag eines Quartals zum Ende des Folgequartals  drifting_along  5.04.2022  14:44
1 49  Stimmen laut  OnOn  5.04.2022  14:02
2 72  в административном порядке  HolSwd  5.04.2022  12:02

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ \ КонсультантПлюс

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Под радионуклидной дефектоскопией понимается метод неразрушающего контроля внутренней макроструктуры контролируемых объектов (наличия макроскопических технологических дефектов сварки, пайки, литья и других технологических процессов) с помощью закрытых источников ионизирующего излучения. В основе методов радионуклидной дефектоскопии лежат законы ослабления различных видов ионизирующего излучения веществом и способы регистрации прошедшего через объект контроля излучения, несущего информацию о его внутренней структуре.

2.2. В качестве источников излучения наиболее часто применяются закрытые радионуклидные источники на основе радионуклидов 170Tm, 75Se, 192Ir, 137Cs, 60Co и др. Для решения некоторых задач могут быть также использованы радиоизотопные источники тормозного излучения на основе бета-излучающих радионуклидов 147Pm, 90Sr + 90Y, 204Tl и другие. При радионуклидной нейтронной дефектоскопии в качестве источников излучения используются источники нейтронов.

2.3. Основным способом получения информации о контролируемом объекте в радионуклидной дефектоскопии является просвечивание на рентгеновскую пленку, применяемую вместе с усиливающими экранами (металлическими, флуороскопическими) или без них. Возможны и другие способы получения информации о контролируемых объектах: радиометрический, радиоскопический и др.

2.4. Просвечивание изделий обычно проводится с помощью дефектоскопа, в состав которого входят источник излучения в защитном кожухе, механизм управления выдвижением источника в рабочее положение и перекрытием пучка излучения, а также устройство для регистрации теневого изображения на основе рентгеновской пленки, специальных экранов или иных систем.

2.5. По конфигурации облучения различают дефектоскопы для фронтального просвечивания, создающие направленный в одну сторону расходящийся пучок излучения конической или пирамидальной формы, и для панорамного просвечивания, создающие равномерное облучение во все стороны либо кольцевой расходящийся пучок. Некоторые типы дефектоскопов допускают оба вида просвечиваний с использованием сменных коллиматоров.

2.6. Основным видом радиационного воздействия, которому может подвергаться персонал, выполняющий дефектоскопические работы (дефектоскописты), является внешнее облучения всего тела или отдельных его участков гамма-излучением, нейтронами или бета-частицами в зависимости от используемого источника. Внешнее облучение имеет место при установке дефектоскопа в рабочее положение, при просвечивании и снятии его после окончания работы, а также при хранении и транспортировке дефектоскопов. Дозы облучения возрастают при работе в труднодоступных местах, ремонте дефектоскопов и их перезарядке.

2.7. На степень неравномерности облучения тела дефектоскописта оказывает влияние тип дефектоскопа и особенности технологии просвечивания контролируемых изделий. При просвечивании массивных изделий направленным пучком и при панорамном просвечивании, как правило, имеет место сравнительно равномерное облучение тела дефектоскописта.

2.8. В аварийных ситуациях могут возрастать дозы внешнего облучения, а при нарушении целостности источника возможно загрязнение рабочих мест, оборудования, спецодежды и тела работающих радиоактивными веществами, а также поступление их внутрь организма лиц, имевших контакт с разгерметизированными источниками излучения и другими загрязненными объектами.

2.9. Дефектоскопы поставляются потребителям специализированной организацией с источниками излучения (в заряженном виде) либо без источника излучения с транспортно-перезарядным контейнером. Зарядка дефектоскопов, поставляемых без транспортно-перезарядного контейнера, осуществляется специализированными организациями.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду п. 5.5.1 ОСПОРБ-99.

Дефектоскопы с источниками излучения поставляются заказчикам по заказ-заявкам в соответствии с п. 3.5.1 ОСПОРБ-99.

2.10. Поступившие в учреждения дефектоскопы учитываются в приходно-расходном журнале. Учет дефектоскопов осуществляется по наименованиям с указанием заводского номера, а также типа и активности используемых источников излучения. Отметка о проведении работ по перезарядке дефектоскопов источниками производится в приходно-расходном журнале.

2.11. В организации назначается лицо, ответственное за учет и хранение источников излучения, которое осуществляет их получение, хранение, выдачу и списание.

2.12. К работам по радионуклидной дефектоскопии допускаются специально обученные лица старше 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие медицинских противопоказаний для работы с источниками ионизирующего излучения.

Открыть полный текст документа

Пособие для учащихся ДШИ фортепианного отделения "Шпаргалка к техническому зачету"

Текст пособия.

Порядок исполнения упражнений в мажорной гамме

  1. Прямой вид
  2. Расходящийся вид
  3. Гамма в терцию
  4. Гамма в дециму
  5. Трезвучия
  6. Арпеджио короткие
  7. Арпеджио ломанные
  8. Арпеджио длинные
  9. Доминантовый септаккорд – длинное арпеджио
  10. Хроматическая гамма – прямой вид
  11. Хроматическая гамма – расходящийся вид

Порядок исполнения упражнений в минорной гамме

  1. Гармонический минор
  2. Мелодический минор
  3. Трезвучия
  4. Арпеджио короткие
  5. Арпеджио ломанные
  6. Арпеджио длинные
  7. Уменьшенный септаккорд – короткое арпеджио
  8. Хроматическая гамма – прямой вид
  9. Хроматическая гамма – расходящийся вид

План чтения с листа

Памятка

  1. Определи тональность.
  2. Смотри на тактовый  размер. Определи темп и характер произведения.
  3. Определи, где мелодия, где аккомпанемент, есть ли элементы полифонии.
  4. Смотри на склад фактуры. Старайся увидеть знакомые гармонические обороты.
  5. Определи направление и характер движения мелодии (постепенно, по звукам аккордов, скачками), представляя себе аппликатуру.
  6. Задай пульс в нужном темпе и прочитай про себя ритм первых тактов.
  7. Играй, не останавливаясь, все время, глядя вперед. Не теряй ощущение пульса. Точно выполняй штрихи и фразировку.

Запомни аппликатуру в арпеджио

Правая рука – 3 4 4 3
Левая рука  –  4 4 3 4              C, a, G, e, d, F

Правая рука – 3 4 4 3                
Левая рука  –  3 4 3 3               D, A, E, H, B, Es, As

Правая рука – 3 4 3 3
Левая рука  –  4 4 3 4               c, fis, gis, b, g, cis, h

Список вопросов к техническому зачету

  1. Знаки повышения и понижения звука.
  2. Ключевые знаки в тональностях.
  3. Порядок диезов и бемолей в тональностях.
  4. Длительности нот.
  5. Длительности пауз.
  6. Приёмы звукоизвлечен ия - штрихи.
  7. Динамиче ские оттенки.
  8. Главные трезвучия лада.
  9. Термины

Используемая литература

  1. И. Ядова «Не хочу играть гаммы». Учебное пособие для музыкальных школ. «MPI» г. Челябинск, 2006 г.
  2. Н. Ширинская. Гаммы и арпеджио. «Музыка» г. Москва, 2016 г.
  3. Т. Смирнова. Аллегро. Воспитание искусством или искусство воспитания. Беседа «Интерпретация». Издательство Т. Смирнова г. Москва, 2008 г.
  4. Ш. Ганон. Пианист-виртуоз. 60 упражнений для фортепиано. «Музыка» г. Москва, 2016 г.

Исследование загадочных рентгеновских обломков после гамма-всплесков | Урания

Короткие вспышки гамма-излучения гамма-всплесков представляют собой чрезвычайно яркие вспышки высокоэнергетического света, длящиеся несколько секунд. Многие из этих вспышек оставляют после себя загадочный материал: длительное «послесвечение» излучения, в том числе рентгеновского. Несмотря на многолетние усилия многих ученых, мы до сих пор не знаем, откуда берется это свечение.

В недавно принятой статье ученые исследовали простую модель, которая предполагает, что вращающаяся нейтронная звезда — чрезвычайно плотное коллапсированное ядро ​​массивного сверхгиганта — является движущей силой типа продолжительного рентгеновского всплеска, известного как рентгеновское излучение. послесвечение.Используя выборку из шести коротких рентгеновских гамма-всплесков, ученые разработали свойства центральной нейтронной звезды и загадочных обломков вокруг нее.

Модель, которую они использовали, была вдохновлена ​​остатками молодых сверхновых. В то время как остатки коротких гамма-всплесков и вспышек сверхновых различаются, энергия, движущая вращающуюся нейтронную звезду, имеет одинаковую физическую основу. Таким образом, если остаток короткого гамма-всплеска представляет собой нейтронную звезду, он должен иметь такую ​​же утечку энергии, как и остаток сверхновой.

В своих исследованиях они позаимствовали основные физические принципы предыдущих моделей коротких гамма-всплесков, чтобы предсказать яркость и продолжительность рентгеновского послесвечения. Результаты показали, что для каждого короткого гамма-всплеска остаток нейтронной звезды представляет собой миллисекундный магнетар: нейтронная звезда с чрезвычайно сильным магнитным полем. Все известные магнетары имеют очень малую частоту вращения. Точно так же все наблюдаемые нейтронные звезды с миллисекундными спинами имеют слабые магнитные поля.Это расхождение в наблюдениях неудивительно, поскольку магнитное поле звезд преобразует энергию вращения в электромагнитную энергию. В случае магнитарного поля этот процесс занимает от секунд до дней — ровно столько, сколько длится послесвечение большинства рентгеновских лучей.

Упомянутая работа является первой попыткой оценить источник рентгеновского послесвечения с использованием такой модели. По мере развития модели и сбора большего количества данных ученые смогут сделать более твердые выводы об источнике рентгеновского свечения и, если им повезет, узнать, что представляют собой эти загадочные останки.

Дополнительная информация:

Источник: ОзГрав

Подготовлено: Агнешка Новак

На фото: Художественное видение гамма-всплеска. Источник: Карл Нокс, OzGrav-Swinburne

.

открытие_нейтрино

открытие_нейтрино

Открытие нейтрино


Дждро атомный, в в результате распада он может излучать три разных вида излучения - альфа, бета и гамма. Альфа-излучение - это ядро ​​гелия (два протона + два нейтрона), который выбрасывает распадающееся ядро, бета-излучение его электроны испускаются ядром, а гамма-лучи — это волны электромагнитный о очень короткий.

На начало ХХ века начинается изучение свойств электронов, которые они произошли от распада бета-ядерных ядер.Важнейшей целью этих исследований было определение кинетической энергии электрон Возникли две возможности. Первый из них предполагал, что все электроны, испускаемые при бета-распаде, не должны идентичный энергии. Эта концепция была поддержана большинством ученых, как казалось простейший. Вторая возможность заключалась в том, что испускаемые электроны должны характеризуется различной энергией. В соответствии с ним должны быть какие-то неизвестный фактор, определяющий во время распада, каждый раз новый, энергия испускаемая бета-частица. Концепция не была очень популярной.

Бета-распад

Вт. 1954 два Американские физики Фредерик Рейнс и Клайд Коуэн, используя реактор ядерный, решил сделать первое прямое наблюдение нейтрино. Их эксперимент был основан на так называемом преобразовании обратного распада. бета, v антинейтрино которого, взаимодействуя с протоном центра, производит нейтрон и позитрон:

- обратный распад бета

В этом опыте позитрон, взаимодействует с одним из электронов, содержащихся в детектор, в процесс уничтожение дает бык пролить.Вспышка мир также дает нейтрон, который он захватывается ядром центра. Эксперимент Райнеса i Кована она состоит в поиске таких двойных вспышек мира.

Вт при обратном бета-распаде нейтрино взаимодействует с протоном, превращая его в нейтрон, в результате чего происходит одновременное производство позитрона. Если такая реакция возникает в центр веществе, а не в пустоте, именно позитрон покинет зону реакции, ударит быстро на центральный электрон и произойдет аннигиляция. Во время уничтожения пара частица - античастица превращается в две частицы мира (две фотоны), которые бегут в противоположных направлениях.Основные доказательства приступа обратный поэтому бета-процесс представляет собой появление двух расходящихся вспышек пролить.

Рейнес и Коуэн выиграл из нескольких баков, наполненных водой. Обратный бета-процесс, включая эксперимент миа – превращение одного из протонов, содержащихся в воде, в нейтрон. В результате взаимодействия нейтрон приобрел бы некоторую кинетическую энергию мог свободно передвигается по территории курорта. Эта свобода будет нарушена св. результат сталкиваясь с атомами центра. Таким образом, нейтрон будет сжиматься для каждого столкнуться с вашей энергией, и вы в конечном итоге стали бы очень медленными.Медленный нейтроны поглощаются ядрами центральных атомов. В результат такого поглощения образуются новые ядра, которые обычно способны возбужденный, то есть они содержат дополнительную часть энергии, излучаемой ядром персонажи частицы мира (фотоны гамма-лучей). — добавили Рейнс и Коуэн. свидетельство хлорид кадмия, который должен был обеспечить более эффективное поглощение нейтрон В в результате обратной реакции бета-процесса появились два фотона, которые они пришли из уничтожения и побежали в противоположных направлениях и дополнительный фотонов, которые образовались в процессе захвата нейтронов основной атомный.Итак, чтобы открыть нейтрино, нужно было зарегистрировать фотоны. возникающие в результате реакции. Для этого водохранилища остались окружен детекторами из сцинтилляционного вещества. Как результат проходит через детекторы высокоэнергетических фотонов, формирующихся в воды, сцинтиллятор начал светиться. Значит это было записано набором фотоумножителей, размещенных на его краях.


Рис. 1. Экспериментальная система.А, Б - танки с вода, в которой происходит обратный процесс бета, I, II, III - вещество сцинтилляции, которые используются для обнаружения фотонов.

Нейтрино является нейтральной частицей (должно быть так, чтобы принцип сохранения заряда в бета-распадах выполнялся раздутый). Как нейтральная частица, она не взаимодействует электромагнитным образом с окрестности. Он имеет оболочечное вращение и массу, очень близкую к нулю. Нет взаимодействует с ядерный материал с помощью ядерной силы.

Символ
Классификация лептон, фермион
нагрузка 0
Вес близко к нулю
Спин 1/2

Таблица: Основные свойства нейтрино.


Открытие электрона
Открытие протона
Открытие нейтрона
Открытие позитрона

.

Последствия отсутствия решения Верховного суда о разногласиях в швейцарских франках, III CZP 11/21

2 сентября Верховный суд не вынес ожидаемого решения о расхождениях в судебной практике по кредитам в швейцарских франках, и передал вопросы в Суд ЕС. Многие люди, как франчайзи, так и, возможно, адвокаты, задаются вопросом, что делать дальше? Как насчет незавершенного производства, а что насчет приостановленного производства?

Вопросы, переданные Верховным судом в СЕС , в основном касаются того, является ли Верховный суд, состоящий из судей, назначаемых в порядке, установленном с участием нового Национального совета судей, независимым и беспристрастным судом по смыслу правил ЕС. Вопросы, переданные для предварительного решения, не касаются, однако, вопросов, связанных с интерпретацией положений на основе деноминированных и индексированных кредитов.

Нет решения Верховного суда - что дальше?

As Д-р Яцек Чабански пишет в практическом комментарии, доступном в LEX - Юридические и практические последствия отсутствия постановления Верховного суда о несоответствиях в судебной практике в отношении кредитов в швейцарских франках - III CZP 11/21: "В отсутствие постановления по делу III ЧЗП 11/21, суды общей юрисдикции не могут более откладывать решение споров, но на основании существующей судебной практики должны выносить решения по делам о займах, связанных с курсом обмена иностранной валюты . Приостановление производства по делу в связи с незаконченным постановлением Верховного суда не имеет правовых оснований , и, кроме того, дальнейшее ожидание нарушает конституционное требование о рассмотрении дела без неоправданной задержки и право потребителей на получение защиты. приостановить производство по делу в соответствии со статьей 359 § 1 ГПК Невозобновление приостановленного производства влечет за собой подачу жалоб на чрезмерную длительность производства .

Объясняет ли действующая судебная практика СЕС и Верховного суда имеющиеся сомнения?

Кредиты в швейцарских франках до сих пор вызывают огромные расхождения в польской судебной практике . Большинство из них связаны с применением положений о незаконных условиях договора. Это конструкция, перенесенная в польскую правовую систему из Директивы Совета Европейских Сообществ 93/13 «О несправедливых условиях в потребительских договорах» от 5 апреля 1993 г. Законодательство ЕС не согласовало процедуры, применимые к оценке потенциально неправомерные договорные положения, и Таким образом, эти разбирательства относятся к национальному порядку государств-членов, при условии, однако, что они соответствуют критериям, изложенным в судебной практике Суда ЕС.Вышеизложенное означает необходимость широкого учета судебной практики как CJEU, так и польского SN , по крайней мере, в рамках потребительского варианта спора о швейцарском франке. Это тем более оправдано, что недавно оба юрисдикционных органа вынесли несколько важных решений, касающихся выдачи кредитов в иностранной валюте . Поэтому представляется, что на сегодняшний день в богатой судебной практике СЕС и Верховного суда уже можно найти ответы на многие вопросы.

Кредиты в швейцарских франках в последней судебной практике Суда ЕС и Верховного суда - онлайн-обучение

23 сентября в.15.00 Д-р Лукаш Венгжиновски обсудит последние решения СЕС и Верховного суда, а также оценку их возможного влияния на польскую судебную практику по делам в швейцарских франках.

Будут проанализированы следующие определения :

  • Решение СЕС от 29.04.2021. (C-19/20) - второе "польское" решение по делу о швейцарских франках. Трибунал сослался здесь на возможность сохранения частичной силы положения, представляющего собой несправедливое условие, недействительность договора, содержащего несправедливые условия, и последствия заключения соглашения, изменяющего соглашение, содержащее несправедливое условие;
  • Решения СЕС от 10 июня 2021 г.(C ‑ 609/19 и C ‑ 776/19 – C ‑ 782/19) – Третейский суд подробно обсудил здесь вопрос об ограничении требований, вытекающих из Директивы 93/13, а также принцип материальной прозрачности в кредитные договоры, номинированные в иностранной валюте.
  • Решение СЕС от 10 июня 2021 г. (C-198/20) - Суд рассмотрел основные принципы защиты прав потребителей согласно Директиве 93/13/
  • Постановление семи судей Верховного суда от мая 7, 2021. (III ЧЗП 6/21) - Суд определил правила расчетов между сторонами в случае, если они не связаны договором, и указал момент начала течения срока исковой давности по реституционному требованию кредитора.Он представил широкое описание санкций по ст. 3851 ГК РФ и последствия злоупотребления отдельными договорными положениями для всего кредитного соглашения в швейцарских франках;
  • Постановление Верховного Суда от 16.02.2021 (III ЧЗП 11/20) - Судом определены основные правила урегулирования расчетов сторон в случае не связанности договором, в частности возможность применение теории баланса и теории двух состояний;
  • Постановление Верховного суда от 15 сентября 2020 г. (III CZP 87/19) - Суд обсудил процессуальные методы выполнения требований заемщиков в швейцарских франках, особенно в контексте отношения между отсутствием обязательности по смыслу ст.385 ('1) Гражданского кодекса и абсолютная ничтожность.

LEX Jurisprudence Compass - Ваше направление в работе с судебными решениями

Установление судебной практики и обязательные линии судебной практики - основа работы юриста. Получается, что судебное расследование может занять больше времени, чем написание состязательной бумаги. Это может занять несколько часов или даже несколько дней. Благодаря новым функциям, доступным в в LEX Kompas Orzeczniczy , такие исследования могут быть намного короче.

Узнайте, как LEX Certification Compass работает на практике.

Рекомендую многочисленные публикации, имеющиеся в LEX, по рассмотрению требований по кредитам в швейцарских франках:

  • Ограничение требований по недействительному кредитному договору в швейцарских франках. Глоссарий к постановлению семи судей Верховного суда от 7 мая 2021 г., III CZP 6/21,
  • Некоторые аспекты дефектности кредитного договора в швейцарских франках по оценке Суда ЕС. Комментарий к постановлению Суда ЕС от 29 апреля 2021 г., C-19/20
  • Мировое соглашение сторон недействительного кредитного договора согласно постановлению Верховного Суда от 7 мая 2021 г. III ЧЗП 6/21,
  • Незаконные договорные положения в судебной практике СЕС, с особым акцентом на кредиты в швейцарских франках,
  • 90 055 Кредиты в швейцарских франках – ответы на вопросы из практики,
  • Рассмотрение исков на основании кредитов в швейцарских франках на практике,
  • 90 055 Расчет суммы претензии и примирение сторон недействительного кредитного договора, 90 058 90 055 Риск для заемщика, связанный с кредитом, связанный с обменным курсом CHF, 90 058 90 055 Построение претензии в швейцарском иск о швейцарских франках – практические вопросы,
  • Оскорбительные положения как основание для ведения дела о швейцарских франках,
  • Недействительность по закону о швейцарских франках.
Катажина Иритовска

Менеджер по продукту ЛЕКС Канселария Креветка

.

Гамма Персея - Гамма Персея

08

Rectascensja Характеристики 0 RAD - +2.5 [5] км / с узел (Ом) 90 014 90 105 90 020 244.1 ° 90 380
γ Персея
Локация Г Персея (обведено)
Наблюдательные данные
Epoch J2000.0 равноденствие J2000.0
03 ч 04 M 47,79074 S [1]
Отклонение + 53 ° 30 ′ 23.1687 ″ [1]
.93 [2]
Спектральный тип G8III + A2V [3]
U - B индекс цвета 0,45 [2]
Б - Индекс цвета +0,70 [2]
Переменная тип EA [4]
Астрометрия
Правильное движение (М) RA: 0,51 [1] масса / год
декабрь: -5.92 [1] масс / год
90 100 параллакса (π) 13,41 ± 0,51 [1] массы
Расстояние 243 ± 9 LY
(75 ± 3 шт)
90 100 Абсолютный размер (М. В ) -1.50 [6] (-1,23 / 0,01) [7]
Орбиты [7]
Дот (Р) 14,6 года
90 100 Основной вал (A) 90 105 0,144 "
90 100 Эксцентриситет (MI) 90 105 0,785
наклонение (JA) 90 105 90,
периастр эпоха (Т) 1991,08 бесселевого
90 100 периастр аргумент (ω)
(вторичные)
170,0 °
γ на
90 100 90 Масса 105 2,7 [7] М ☉
Поверхностная сила тяжести (лог г ) 2.83 [8] CGS
Температура 5,170 [8] К.
Металличность [Fe / H] –019 9027 [8] 9000 9000 –2 90 100 Оборот 5350 дней [6]
Скорость ( V SIN I ) 50.0 [6] 50.0 [6] 50.0 [6] 50.0 . B
90 100 Вес 90 105 1.65 [7] M
Температура 7,895 [7] К.
. Другие коды
. По другому коде. Пер, 23 Персей, BD + 52 654, CCDM J03048 + 5331AP, FK5 108, GC 3664, HD 18925, PART P 14328, HR 915, IDS 02576 + 5307 AP, PPM 28201, SAO 23789, WDS J03048a + 53300, Ab.
Ссылки на базы данных
90 100 СИМБАД Данные

90 100 Gamma Persei 90 105 (90 100 гамма на , 90 100 γ γ. созвездие ).Общий видимый визуальный размер пары составляет +2,9, [2] , что делает ее четвертым по яркости членом созвездия. Расстояние до этой системы было измерено с использованием метода параллакса, что дало оценку примерно в 243 световых года (75 парсеков) с погрешностью 4%. [1] Примерно в 4° к северу от Гаммы Персеи находится точка вспышки ежегодного метеорного потока Персеиды. [9]

Это широкая двойная затменная система с периодом обращения 5329,8 дня (14,6 года). [10] Это затмение впервые наблюдалось в 1990 году и длилось две недели. [11] Во время затмения основная часть проходит перед вторичной, уменьшая размер системы на 0,55. [12] Базовым элементом этой системы является звезда-гигант с классом звезд G9 III. [13] Предполагаемая скорость вращения 50,0 км с -1 и длительный расчетный период вращения 14,6 лет. [6] Классификация несовершеннолетних остается предварительной, с присвоениями A3 V. [7] и A2 (III). [13]

Оценки массы двух звезд по-прежнему расходятся.Используя спекл-интерферометрию, Макалистер (1982) получил оценку массы 4,73 M для главного и 2,75 M для минорного, где M — масса Солнца. Он указал, что весовая оценка слишком высока для данной первичной классификации. [14] Martin и Mignard (1998) определили массы обоих компонентов на основе данных миссии Hipparcos: 5,036 ± 0,951 M для основного и 2,295 ± 0,453 M 103 для второстепенного 9,00Они признают, что высокое наклонение орбиты привело к большой погрешности. [15] Прието и Ламберт (1999) оценили массу в 3,81 M для первичного ядра, [16] , а Пиццолато и Маджио (2000) получили 4,34 M . [6] Линг и др. (2001) получили оценки 2,7 M для первичной и 1,65 M для вторичной, [7] , в то время как Kaler (2001) получил 2,5 и 1,9 соответственно. [11]

Название и этимология