Спуск обсадной колонны в скважину


Спуск обсадной колонны в скважину

Успешный спуск обсадной колонны в скважину определяется правильной подготовкой обсадных труб, нижней и верхней частей обсадной колонны, буровой вышки, бурового оборудования, ин­струмента и ствола скважины.

Подготовка обсадных труб.Обсадные трубы, предназначенные для спуска в скважину, за 2...4 дня до спуска доставляются на буровую установку. Погрузку и разгрузку обсадных труб при пере­возке с базы технического снабжения на трубную базу и скважину необходимо производить только по специальным накатам или ав­токраном. Разгрузка обсадных труб путем сбрасывания категори-

чески запрещается. Доставленные на буровую обсадные трубы ос­матривают для отбраковки негодных.

При осмотре труб необходимо обращать внимание на кривиз­ну, наличие плен, расслоение металла, деформацию муфт и на­резанных концов. Трубы проверяют на овальность и шаблонируют, а затем укладывают на приемном мосту в штабель в порядке пос­ледовательности спуска их в скважину, при этом каждую трубу нумеруют, замеряют стальной рулеткой (длину каждой трубы сле­дует определять от свободного торца муфт или от торца муфтовой части трубы до того места на конце трубы с наружной резьбой, которое соответствует положению торца муфты при закреплении соединения), а результаты замера записывают мелом на трубе и на листе по следующей форме:

Диаметр трубы, мм № трубы по порядку Завод-изготовитель Марка стали Толщина стенки, мм Заводской номер № плавки Дата изготовления 2 ю >> & оЗ Ж § Сумарная длина труб, м
                   

Нарезку труб и муфт- тщательно очищают жесткой волосяной щеткой, промывают керосином и проверяют калибром. Запреща­ется очистка резьб металлическими скребками, металлическими щетками, концами расплетенного талевого каната и т.п. После очистки резьбы муфт и труб на них навинчивают ниппели и пре­дохранительные кольца.

На случай замены некачественных труб необходимо иметь за­пасные трубы из расчета не менее 20 м на каждые 1000 м колонны. Обсадные трубы до спуска их в скважину подлежат опрессовке во­дой при давлении, на 20 % превышающем давление опрессовки при испытании колонны на герметичность, но не выше максимальных опрессовочных давлений, предусмотренных ГОСТ 632 — 80. После подъема давления в трубе до установленной величины оно должно выдерживаться в течение 30 с. Для труб с пропусками в резьбе муфтового соединения после докрепления необходимо произво­дить повторную опрессовку.

Вместе с трубами на буровую доставляются: башмак и башмач­ный патрубок колонны, привинченные и приваренные к первой трубе на трубной базе, со свинченной и приваренной к башмаку чугунной направляющей пробкой; обратный клапан, опрессован-ный на давление, предусмотренное планом спуска колонны; упор-

ное кольцо, центрирующие фонари (центраторы), скребки и тур-булизаторы, а также, при необходимости, заколонные пакеры и оборудование верхней части обсадной колонны.

Подготовка вышки и бурового оборудования.Перед началом спуска колонны тщательно проверяют состояние вышки и бурово­го оборудования. При осмотре вышки все дефекты и нарушения в соединениях отдельных узлов, поясов, диагоналей и крепления опор немедленно устраняют. Проверяют вертикальность вышки и равномерность натяга угловых оттяжек.

При проверке лебедки и привода обращают внимание на проч­ность крепления лебедки, редуктора и двигателей к фундаментам, на состояние цепных колес, кулачковых сцеплений, шпонок и тор­мозов.Для предупреждения осложнений с талевой системой проверя­ют диаметр работающего талевого каната и возможность спуска об­садной колонны на этом канате и оснастке; в случае необходимости талевый канат заменяют новым перед последней промывкой сква­жины. Особенно тщательно должно быть проверено состояние крю­ка, талевого блока, кронблока и индикатора массы (веса).При подготовке буровых насосов к спуску и цементированию колонны проверяют состояние штоков, сальниковой набивки, гнезд, клапанов, соединений в приводной части и все замеченные дефекты ликвидируют, а сработанные детали заменяют новыми. Готовность двигателей выясняют по их состоянию, возможности работы в тяжелых условиях спуска обсадной колонны и продавки цементного раствора при высоком давлении.

Подготовка скважины к спуску обсадной колонны.К началу спус­ка колонны в скважине должны быть завершены все исследова­тельские и измерительные работы (каротажи, кавернометрия, инклинометрия, опробование перспективных объектов и т.д.). Перед последней промывкой скважины бурильные трубы под­вергают контрольному замеру при помощи стальной рулетки.Места сужения ствола по данным кавернометра прорабатыва­ют со скоростью 20... 50 м/ч. Перед проработкой по согласованию с геологической службой к раствору добавляется нефть или другие вещества, снижающие липкость глинистой корки. При промывке перед спуском колонны параметры бурового раствора тщательно контролируются и доводятся до установленной для данной сква­жины нормы. После проработки и промывки скважины ствол ее часто шаблонируют. Для этой цели в скважину спускают на бу­рильной колонне компоновку из трех-четырех обсадных труб и убеждаются в том, что они доходят до забоя посадок. По оконча­нии шаблонирования скважину промывают, длительность промыв­ки — один-два цикла циркуляции.В период подготовки ствола скважины к спуску колонны в бу­ровой проверяются необходимые для этой операции инструменты

и материалы: три исправных и проверенных элеватора, три точ­но пригнанных шарнирных ключа, запасной комплект клиньев; комплект штропов, круговой ключ для обсадных труб, пенько­вый канат; белила (сурик) или другая смазка, олифа, гвозди и др. Все подготовительные работы по спуску обсадной колонны про­изводятся в период проработки и промывки скважины.

Спуск обсадной колонны в скважину.Этот процесс, как прави­ло, должен осуществляться в один прием (одной сплошной сек­цией). Допускается спуск колонны двумя секциями с применени­ем стыковочных устройств, спрессованных перед спуском в сква­жину на давление, обеспечивающее испытание колонн на герме­тичность.

Работа по спуску обсадной колонны должна быть организова­на так, чтобы каждый член буровой бригады четко выполнял свои обязанности. Во избежание несчастных случаев при пуске обсадной колонны в скважину все члены бригады должны быть тщательно проинструктированы, рабочее место должно быть очи­щено от посторонних предметов. Работами по спуску колонны должно руководить одно лицо — буровой мастер, ответственный за работу по спуску колонны согласно разработанному техничес­кому плану.

При организации рабочего места и расстановке рабочей силы для спуска обсадной колонны в каждой вахте выделяется лицо, от­ветственное за проведение повторного шаблонирования каждой трубы, сохранность шаблона во время спуска колонны и проверку соблюдения установленного порядка спуска труб. Колонну должны спускать при помощи клиновых захватов или клиньев для обсадных труб, позволяющих докреплять резьбовые соединения в процессе спуска. Можно использовать элеваторы для спуска в скважину обсадных труб, когда масса их недостаточна, а также при спуске тяжелых колонн, когда предварительно (до спуска колонны) док-реплены муфты заводского крепления, или используются трубы с муфтами, навинченными на специальных клеевых смазках.

Для обеспечения герметичности резьбовых соединений эксплу­атационных колонн в газовых скважинах следует применять в ка­честве смазки специальные уплотнительные составы. Применять графитовую смазку или смазку, составленную из цинковых белил и сурика, на газовых скважинах запрещается. Для предотвраще­ния расслабления муфтового соединения промежуточной колонны и кондуктора от последующего воздействия на них бурильной ко­лонны первые 5... 10 труб от башмака после закрепления их ма­шинными ключами приваривают. Во избежание смятия колонны при спуске ее с обратным клапаном каждую навинченную трубу после снятия ее с клиньев или элеваторов спускают с такой ско­ростью, чтобы стрелка индикатора массы (веса) колебалась в пре­делах пяти делений.

При наличии обратного клапана колонну во время спуска запол­няют глинистым раствором через каждые 100...200 м. Чтобы избе­жать образования воздушной пробки, колонну следует заполнять при 50 %-й подаче насосов. В процессе спуска обсадной колонны устанавливают систематический контроль за плотностью и вязкос­тью вытесняемого из скважины глинистого раствора. В случае появ­ления признаков газирования глинистого раствора в муфту после­дней трубы ввинчивают заливочную головку и разгазированный раствор заменяют свежим. Скважину во время спуска промывают в интервалах, предусмотренных планом спуска. Продолжительность промывки не должна превышать одного цикла циркуляции, при­чем основным критерием для прекращения промежуточной про­мывки считается необходимое качество и постоянство показате­лей глинистого раствора по плотности и вязкости и падение дав­ления на манометре до величин, равных гидравлическим сопро­тивлениям. Режимы спуска обсадной колонны и последующего ее цементирования должны быть рассчитаны таким образом, чтобы не допустить гидроразрыва пород и связанных с ним осложнений. Обсадную колонну в наклонную скважину следует спускать по возможности быстрее. Для этого рекомендуется в период подготов­ки скважины к креплению собрать часть колонны в колена и уста­новить их за пальцем в буровой вышке. Эти трубы надо спускать в скважину первыми, причем длина их должна примерно соответ­ствовать глубине спуска промежуточной колонны. Так как при спус­ке труб колонна испытывает большое трение о стенки скважины, необходимо обращать внимание на изменение нагрузки на крюке. Контроль за спуском обсадной колонны должен осуществляться по записям и замеру длины колонны, а также по записям регистри­рующего манометра индикатора массы (веса). В записях замера об­садных труб указываются число спущенных труб и их суммарная длина. Спуск обсадных колонн является одной из трудоемких и от­ветственных операций, от темпов которой зависит успех всего про­цесса бурения. В настоящее время довольно широко применяют сред­ства механизации, облегчающие труд рабочих, а также ускоряющие спуск обсадных труб. В процессе подготовки к спуску эксплуатаци­онной колонны ко 2-му и 3-му поясам вышки прикрепляют хому­тами две перекладины из насосно-компрессорных труб. Между эти­ми перекладинами на роликах монтируется двухэтажная люлька для верхового рабочего. Люлька может передвигаться как в верти­кальном, так и горизонтальном направлениях. Находящийся в люльке рабочий центрирует обсадные трубы в момент навинчивания.

Для подъема обсадных труб над ротором вместо обычного эле­ватора применяют легкий шарнирный хомут, подвешиваемый на крюке на двух штропах. Хомут надевают на трубу одновременно со спуском и установкой колонны на ротор. Навинчиваемая труба находится в подвешенном состоянии на хомуте только до тех пор,

пока труба не завинчивается на 3... 4 нитки. После этого хомут сни­мают и продолжают свинчивать при свободном верхнем конце трубы. В случае если в скважину спускают обсадную колонну со сварными соединительными элементами, обсадные трубы над устьем сква­жины можно сваривать как автоматической, так и полуавтомати­ческой сварочными установками.

Предыдущая51525354555657585960616263646566Следующая

Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 3298; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

helpiks.org

Спуск обсадной колонны в скважину

Успешный спуск обсадной колонны в скважину определяется правильной подготовкой обсадных труб, нижней и верхней частей обсадной колонны, буровой вышки, бурового оборудования, ин­струмента и ствола скважины.

Подготовка обсадных труб.Обсадные трубы, предназначенные для спуска в скважину, за 2...4 дня до спуска доставляются на буровую установку. Погрузку и разгрузку обсадных труб при пере­возке с базы технического снабжения на трубную базу и скважину необходимо производить только по специальным накатам или ав­токраном. Разгрузка обсадных труб путем сбрасывания категори-

чески запрещается. Доставленные на буровую обсадные трубы ос­матривают для отбраковки негодных.

При осмотре труб необходимо обращать внимание на кривиз­ну, наличие плен, расслоение металла, деформацию муфт и на­резанных концов. Трубы проверяют на овальность и шаблонируют, а затем укладывают на приемном мосту в штабель в порядке пос­ледовательности спуска их в скважину, при этом каждую трубу нумеруют, замеряют стальной рулеткой (длину каждой трубы сле­дует определять от свободного торца муфт или от торца муфтовой части трубы до того места на конце трубы с наружной резьбой, которое соответствует положению торца муфты при закреплении соединения), а результаты замера записывают мелом на трубе и на листе по следующей форме:

Диаметр трубы, мм № трубы по порядку Завод-изготовитель Марка стали Толщина стенки, мм Заводской номер № плавки Дата изготовления 2 ю >> & оЗ Ж § Сумарная длина труб, м
                   

Нарезку труб и муфт- тщательно очищают жесткой волосяной щеткой, промывают керосином и проверяют калибром. Запреща­ется очистка резьб металлическими скребками, металлическими щетками, концами расплетенного талевого каната и т.п. После очистки резьбы муфт и труб на них навинчивают ниппели и пре­дохранительные кольца.

На случай замены некачественных труб необходимо иметь за­пасные трубы из расчета не менее 20 м на каждые 1000 м колонны. Обсадные трубы до спуска их в скважину подлежат опрессовке во­дой при давлении, на 20 % превышающем давление опрессовки при испытании колонны на герметичность, но не выше максимальных опрессовочных давлений, предусмотренных ГОСТ 632 — 80. После подъема давления в трубе до установленной величины оно должно выдерживаться в течение 30 с. Для труб с пропусками в резьбе муфтового соединения после докрепления необходимо произво­дить повторную опрессовку.

Вместе с трубами на буровую доставляются: башмак и башмач­ный патрубок колонны, привинченные и приваренные к первой трубе на трубной базе, со свинченной и приваренной к башмаку чугунной направляющей пробкой; обратный клапан, опрессован-ный на давление, предусмотренное планом спуска колонны; упор-

ное кольцо, центрирующие фонари (центраторы), скребки и тур-булизаторы, а также, при необходимости, заколонные пакеры и оборудование верхней части обсадной колонны.

Подготовка вышки и бурового оборудования.Перед началом спуска колонны тщательно проверяют состояние вышки и бурово­го оборудования. При осмотре вышки все дефекты и нарушения в соединениях отдельных узлов, поясов, диагоналей и крепления опор немедленно устраняют. Проверяют вертикальность вышки и равномерность натяга угловых оттяжек.

При проверке лебедки и привода обращают внимание на проч­ность крепления лебедки, редуктора и двигателей к фундаментам, на состояние цепных колес, кулачковых сцеплений, шпонок и тор­мозов.Для предупреждения осложнений с талевой системой проверя­ют диаметр работающего талевого каната и возможность спуска об­садной колонны на этом канате и оснастке; в случае необходимости талевый канат заменяют новым перед последней промывкой сква­жины. Особенно тщательно должно быть проверено состояние крю­ка, талевого блока, кронблока и индикатора массы (веса).При подготовке буровых насосов к спуску и цементированию колонны проверяют состояние штоков, сальниковой набивки, гнезд, клапанов, соединений в приводной части и все замеченные дефекты ликвидируют, а сработанные детали заменяют новыми. Готовность двигателей выясняют по их состоянию, возможности работы в тяжелых условиях спуска обсадной колонны и продавки цементного раствора при высоком давлении.

Подготовка скважины к спуску обсадной колонны.К началу спус­ка колонны в скважине должны быть завершены все исследова­тельские и измерительные работы (каротажи, кавернометрия, инклинометрия, опробование перспективных объектов и т.д.). Перед последней промывкой скважины бурильные трубы под­вергают контрольному замеру при помощи стальной рулетки.Места сужения ствола по данным кавернометра прорабатыва­ют со скоростью 20... 50 м/ч. Перед проработкой по согласованию с геологической службой к раствору добавляется нефть или другие вещества, снижающие липкость глинистой корки. При промывке перед спуском колонны параметры бурового раствора тщательно контролируются и доводятся до установленной для данной сква­жины нормы. После проработки и промывки скважины ствол ее часто шаблонируют. Для этой цели в скважину спускают на бу­рильной колонне компоновку из трех-четырех обсадных труб и убеждаются в том, что они доходят до забоя посадок. По оконча­нии шаблонирования скважину промывают, длительность промыв­ки — один-два цикла циркуляции.В период подготовки ствола скважины к спуску колонны в бу­ровой проверяются необходимые для этой операции инструменты

и материалы: три исправных и проверенных элеватора, три точ­но пригнанных шарнирных ключа, запасной комплект клиньев; комплект штропов, круговой ключ для обсадных труб, пенько­вый канат; белила (сурик) или другая смазка, олифа, гвозди и др. Все подготовительные работы по спуску обсадной колонны про­изводятся в период проработки и промывки скважины.

Спуск обсадной колонны в скважину.Этот процесс, как прави­ло, должен осуществляться в один прием (одной сплошной сек­цией). Допускается спуск колонны двумя секциями с применени­ем стыковочных устройств, спрессованных перед спуском в сква­жину на давление, обеспечивающее испытание колонн на герме­тичность.

Работа по спуску обсадной колонны должна быть организова­на так, чтобы каждый член буровой бригады четко выполнял свои обязанности. Во избежание несчастных случаев при пуске обсадной колонны в скважину все члены бригады должны быть тщательно проинструктированы, рабочее место должно быть очи­щено от посторонних предметов. Работами по спуску колонны должно руководить одно лицо — буровой мастер, ответственный за работу по спуску колонны согласно разработанному техничес­кому плану.

При организации рабочего места и расстановке рабочей силы для спуска обсадной колонны в каждой вахте выделяется лицо, от­ветственное за проведение повторного шаблонирования каждой трубы, сохранность шаблона во время спуска колонны и проверку соблюдения установленного порядка спуска труб. Колонну должны спускать при помощи клиновых захватов или клиньев для обсадных труб, позволяющих докреплять резьбовые соединения в процессе спуска. Можно использовать элеваторы для спуска в скважину обсадных труб, когда масса их недостаточна, а также при спуске тяжелых колонн, когда предварительно (до спуска колонны) док-реплены муфты заводского крепления, или используются трубы с муфтами, навинченными на специальных клеевых смазках.

Для обеспечения герметичности резьбовых соединений эксплу­атационных колонн в газовых скважинах следует применять в ка­честве смазки специальные уплотнительные составы. Применять графитовую смазку или смазку, составленную из цинковых белил и сурика, на газовых скважинах запрещается. Для предотвраще­ния расслабления муфтового соединения промежуточной колонны и кондуктора от последующего воздействия на них бурильной ко­лонны первые 5... 10 труб от башмака после закрепления их ма­шинными ключами приваривают. Во избежание смятия колонны при спуске ее с обратным клапаном каждую навинченную трубу после снятия ее с клиньев или элеваторов спускают с такой ско­ростью, чтобы стрелка индикатора массы (веса) колебалась в пре­делах пяти делений.

При наличии обратного клапана колонну во время спуска запол­няют глинистым раствором через каждые 100...200 м. Чтобы избе­жать образования воздушной пробки, колонну следует заполнять при 50 %-й подаче насосов. В процессе спуска обсадной колонны устанавливают систематический контроль за плотностью и вязкос­тью вытесняемого из скважины глинистого раствора. В случае появ­ления признаков газирования глинистого раствора в муфту после­дней трубы ввинчивают заливочную головку и разгазированный раствор заменяют свежим. Скважину во время спуска промывают в интервалах, предусмотренных планом спуска. Продолжительность промывки не должна превышать одного цикла циркуляции, при­чем основным критерием для прекращения промежуточной про­мывки считается необходимое качество и постоянство показате­лей глинистого раствора по плотности и вязкости и падение дав­ления на манометре до величин, равных гидравлическим сопро­тивлениям. Режимы спуска обсадной колонны и последующего ее цементирования должны быть рассчитаны таким образом, чтобы не допустить гидроразрыва пород и связанных с ним осложнений. Обсадную колонну в наклонную скважину следует спускать по возможности быстрее. Для этого рекомендуется в период подготов­ки скважины к креплению собрать часть колонны в колена и уста­новить их за пальцем в буровой вышке. Эти трубы надо спускать в скважину первыми, причем длина их должна примерно соответ­ствовать глубине спуска промежуточной колонны. Так как при спус­ке труб колонна испытывает большое трение о стенки скважины, необходимо обращать внимание на изменение нагрузки на крюке. Контроль за спуском обсадной колонны должен осуществляться по записям и замеру длины колонны, а также по записям регистри­рующего манометра индикатора массы (веса). В записях замера об­садных труб указываются число спущенных труб и их суммарная длина. Спуск обсадных колонн является одной из трудоемких и от­ветственных операций, от темпов которой зависит успех всего про­цесса бурения. В настоящее время довольно широко применяют сред­ства механизации, облегчающие труд рабочих, а также ускоряющие спуск обсадных труб. В процессе подготовки к спуску эксплуатаци­онной колонны ко 2-му и 3-му поясам вышки прикрепляют хому­тами две перекладины из насосно-компрессорных труб. Между эти­ми перекладинами на роликах монтируется двухэтажная люлька для верхового рабочего. Люлька может передвигаться как в верти­кальном, так и горизонтальном направлениях. Находящийся в люльке рабочий центрирует обсадные трубы в момент навинчивания.

Для подъема обсадных труб над ротором вместо обычного эле­ватора применяют легкий шарнирный хомут, подвешиваемый на крюке на двух штропах. Хомут надевают на трубу одновременно со спуском и установкой колонны на ротор. Навинчиваемая труба находится в подвешенном состоянии на хомуте только до тех пор,

пока труба не завинчивается на 3... 4 нитки. После этого хомут сни­мают и продолжают свинчивать при свободном верхнем конце трубы. В случае если в скважину спускают обсадную колонну со сварными соединительными элементами, обсадные трубы над устьем сква­жины можно сваривать как автоматической, так и полуавтомати­ческой сварочными установками.

Предыдущая56575859606162636465666768697071Следующая

Дата добавления: 2015-06-27; просмотров: 1308; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

helpiks.org

11.2. Спуск обсадных колонн

Перед спуском обсадных труб, они шаблонируются шаблоном соответствующего размера. Трубы, через которые шаблон не проходит, бракуют и заменяют новыми. Свинчивание обсадных труб производят с определенной величиной натяга. Для труб с треугольным профилем резьбы натяг контролируется величиной момента, которая зависит от диаметра труб, и числом не завернутых витков резьбы, которое не должно быть более трех-четырех. Для труб с трапецеидальным профилем резьбы натяг контролируется метками, нанесенными на поверхности муфты и ниппеля.

Спуск колонны осуществляют в один прием, т.е. сразу до забоя, или по частям - секционный способ спуска.

Первый способ применяют, когда грузоподъемность буровой установки соответствует весу обсадной колонны; когда в течение 2-3 суток отсутствия циркуляции не происходит осложнение ствола скважины; когда имеется весь ассортимент труб, определенный расчетами и когда гидравлическая мощность имеющихся цементировочных агрегатов обеспечит подъем тампонажного раствора в заколонном пространстве на требуемую высоту.

В процессе спуска колонны, в особенности, когда она оборудована обратным клапаном, во избежание смятия требуется периодически доливать ее промывочной жидкостью. Долив ее, обычно производят через каждые 300-400 м, а иногда и чаше. В этом случае лучше использовать обратные клапаны диафрагменного типа. Однако и в этом случае для избежания газирования раствора, также требуется проводить промежуточные промывки, которые осуществляют через 500-600 м. Промывку ведут в течении одного цикла циркуляции для данной глубины спуска, а при сильном газировании раствора - до полного удаления газа из него.

По окончании спуска всей колонны, скважину, как правило, промывают в течении одного-двух циклов. Восстанавливать циркуляцию при этом, во избежание поглощения, следует с малой скоростью, увеличивать скорость подачи следует только после разрушения тикстропной структуры промывочной жидкости. Желательно при этом рассматривать возможность расхаживания колонны либо ее вращение. Затем производят докрепление резьбовых соединений машинными ключами с контролем крутящего момента.

Спуск длинных колонн занимает длительное время, иногда 2-3 суток. При этом увеличивается вероятность возникновения осложнений в виде обвалов, осыпей, прихватов и т.д., которые вызывают недохождение колонны до проектной глубины.

В этих случаях осуществляют спуск колонны в несколько приемов. Секционный спуск колонны осуществляют в следующих случаях:

1. Когда вес обсадной колонны превышает грузоподъемность буровой установки;

2. Когда отсутствие циркуляции в течении 1-2 суток приведет к осложнениям в стволе скважины; '

3. Когда отсутствует требуемый ассортимент труб и гидравлическая мощность цементировочных агрегатов не обеспечивает подъема тампонажного раствора на требуемую высоту.

Крепление скважин с использованием секционного спуска обсадных колонн позволяет:

- перекрывать интервалы осложнений на больших глубинах с минимальной затратой времени от конца последней промывки до начала цементирования;

- надежно изолировать два или более продуктивных горизонта скважин с высоким пластовым давлением или какие-либо осложненные интервалы, разделенные между собой мощной устойчивой толщей горных пород;

- применять комбинированный бурильный инструмент, в результате чего увеличивается прочность бурильной колонны, снижаются гидравлические сопротивления, обеспечивается эффективность буровых работ и возможность углубления скважины на большую глубину;

- экономить металл в результате использования обсадных труб с меньшими толщинами стенок по сравнению со сплошными колоннами, а также использовать трубы с пониженными прочностными характеристиками.

При секционном спуске сначала спускают участок колонны, длина которого достаточна для перекрытия открытого ствола, при этом верхний ее конец должен располагаться в предыдущей колонне. Если длина открытого ствола большая, то крепят его в несколько приемов. Верхний конец нижнего участка следует размещать против устойчивых пород, на участке ствола с номинальным диаметром.

Длину первой секции обсадной колонны выбирают из геологических требований перекрытия интервала осложнений в минимально возможное время и из условий прочности верхних труб секции на растягивающую нагрузку. В случае установки головы секции в открытом стволе местоположения устройства для стыковки секций выбирают с учетом данных кавернометрии на номинальном по диаметру участке ствола скважины. При перекрытии высоконапорных горизонтов и наличии заколонных проявлений над головой опущенной секции необходимо наращивать последующую секцию обсадной колонны с применением герметизирующих заколонных устройств.

Нижние участки обсадных колонн спускают на бурильных трубах. Для соединения бурильной и обсадной колонн применяют специальные переводники, которые позволяют цементировать нижний участок, промывать верхнюю часть скважины после цементирования и отсоединять бурильные трубы от обсадных по окончании цементирования и стыковать последующие секции.

Существует несколько конструкций стыковочных узлов, конструкция которых в основном включает в себя направляющее устройство, левый переводник, посадочный переводник, специальную муфту по конструкции

решающая задача ступенчатого цементирования. Стыковочные поверхности покрываются слоем мягкого металла (свинца). Заканчивают спуск верхней секции с малой скоростью. Перед посадкой осуществляют промывку скважины и наблюдают за изменением давления. Быстрое увеличение давления свидетельствует о вхождении нижнего участка верхней секции в муфту нижней. Верхнюю секцию спускают до соприкосновения сочленяемых поверхностей, и затем, приподнимают так, чтобы ее нижний конец располагался внутри муфты. Цементирование этой секции колонны осуществляется на весу. После цементирования соединительный конус верхнего участка сажают на коническую поверхность специальной муфты нижнего участка и колонну оставляют в покое на твердение цементного раствора.

studfiles.net

Спуск обсадных колонн

Перед спуском обсадных труб, они шаблонируются шаблоном соответствующего размера. Трубы, через которые шаблон не проходит, бракуют и заменяют новыми. Свинчивание обсадных труб производят с определенной величиной натяга. Для труб с треугольным профилем резьбы натяг контролируется величиной момента, которая зависит от диаметра труб, и числом не завернутых витков резьбы, которое не должно быть более трех-четырех. Для труб с трапецеидальным профилем резьбы натяг контролируется метками, нанесенными на поверхности муфты и ниппеля.

Спуск колонны осуществляют в один прием, т.е. сразу до забоя, или по частям - секционный способ спуска.

Первый способ применяют, когда грузоподъемность буровой установки соответствует весу обсадной колонны; когда в течение2-3 суток отсутствия циркуляции не происходит осложнение ствола скважины; когда имеется весь ассортимент труб, определенный расчетами и когда гидравлическая мощность имеющихся цементировочных агрегатов обеспечит подъем тампонажного раствора в заколонном пространстве на требуемую высоту.

В процессе спуска колонны, в особенности, когда она оборудована обратным клапаном, во избежание смятия требуется периодически доливать ее промывочной жидкостью. Долив ее, обычно производят через каждые 300-400 м, а иногда и чаше. В этом случае лучше использовать обратные клапаны диафрагменного типа. Однако и в этом случае для избежания газирования раствора, также требуется проводить промежуточные промывки, которые осуществляют через 500-600 м. Промывку ведут в течении одного цикла циркуляции для данной глубины спуска, а при сильном газировании раствора - до полного удаления газа из него.

По окончании спуска всей колонны, скважину, как правило, промывают в течении одного-двух циклов. Восстанавливать циркуляцию при этом, во избежание поглощения, следует с малой скоростью, увеличивать скорость подачи следует только после разрушения тикстропной структуры промывочной жидкости. Желательно при этом рассматривать возможность расхаживания колонны либо ее вращение. Затем производят докрепление резьбовых соединений машинными ключами с контролем крутящего момента.

Спуск длинных колонн занимает длительное время, иногда 2-3 суток. При этом увеличивается вероятность возникновения осложнений в виде обвалов, осыпей, прихватов и т.д., которые вызывают недохождение колонны до проектной глубины.

В этих случаях осуществляют спуск колонны в несколько приемов. Секционный спуск колонны осуществляют в следующих случаях:

1. Когда вес обсадной колонны превышает грузоподъемность буровой установки;

2. Когда отсутствие циркуляции в течении 1-2 суток приведет к осложнениям в стволе скважины; '

3. Когда отсутствует требуемый ассортимент труб и гидравлическая мощность цементировочных агрегатов не обеспечивает подъема тампонажного раствора на требуемую высоту.

Крепление скважин с использованием секционного спуска обсадных колонн позволяет:

- перекрывать интервалы осложнений на больших глубинах с минимальной затратой времени от конца последней промывки до начала цементирования;

- надежно изолировать два или более продуктивных горизонта скважин с высоким пластовым давлением или какие-либо осложненные интервалы, разделенные между собой мощной устойчивой толщей горных пород;

- применять комбинированный бурильный инструмент, в результате чего увеличивается прочность бурильной колонны, снижаются гидравлические сопротивления, обеспечивается эффективность буровых работ и возможность углубления скважины на большую глубину;

- экономить металл в результате использования обсадных труб с меньшими толщинами стенок по сравнению со сплошными колоннами, а также использовать трубы с пониженными прочностными характеристиками.

При секционном спуске сначала спускают участок колонны, длина которого достаточна для перекрытия открытого ствола, при этом верхний ее конец должен располагаться в предыдущей колонне. Если длина открытого ствола большая, то крепят его в несколько приемов. Верхний конец нижнего участка следует размещать против устойчивых пород, на участке ствола с номинальным диаметром.

Длину первой секции обсадной колонны выбирают из геологических требований перекрытия интервала осложнений в минимально возможное время и из условий прочности верхних труб секции на растягивающую нагрузку. В случае установки головы секции в открытом стволе местоположения устройства для стыковки секций выбирают с учетом данных кавернометрии на номинальном по диаметру участке ствола скважины. При перекрытии высоконапорных горизонтов и наличии заколонных проявлений над головой опущенной секции необходимо наращивать последующую секцию обсадной колонны с применением герметизирующих заколонных устройств.

Нижние участки обсадных колонн спускают на бурильных трубах. Для соединения бурильной и обсадной колонн применяют специальные переводники, которые позволяют цементировать нижний участок, промывать верхнюю часть скважины после цементирования и отсоединять бурильные трубы от обсадных по окончании цементирования и стыковать последующие секции.

Существует несколько конструкций стыковочных узлов, конструкция которых в основном включает в себя направляющее устройство, левый переводник, посадочный переводник, специальную муфту по конструкции

решающая задача ступенчатого цементирования. Стыковочные поверхности покрываются слоем мягкого металла (свинца). Заканчивают спуск верхней секции с малой скоростью. Перед посадкой осуществляют промывку скважины и наблюдают за изменением давления. Быстрое увеличение давления свидетельствует о вхождении нижнего участка верхней секции в муфту нижней. Верхнюю секцию спускают до соприкосновения сочленяемых поверхностей, и затем, приподнимают так, чтобы ее нижний конец располагался внутри муфты. Цементирование этой секции колонны осуществляется на весу. После цементирования соединительный конус верхнего участка сажают на коническую поверхность специальной муфты нижнего участка и колонну оставляют в покое на твердение цементного раствора.

Предыдущая43444546474849505152535455565758Следующая

Дата добавления: 2015-03-09; просмотров: 1422; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

helpiks.org


Смотрите также