Требование ростехнадзора о ликвидации скважины


Ростехнадзор разъясняет: Ликвидация и консервация неопасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами

01.11.2015 редакция от 29.05.2017

Вопрос:

В Ростехнадзор поступило обращение с вопросом о порядке ликвидации и консервации неопасных производственных объектов (скважины, карьеры общераспространенных полезных ископаемых), связанных с пользованием недрами.

Ответ:

Ответ на данный вопрос подготовлен специалистами Управления горного надзора Ростехнадзора.

Согласно статье 26 Закона Российской Федерации «О недрах» предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.

Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора.

Технические требования к ликвидации объектов, связанных с пользованием недрами, установлены Инструкцией о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 02.06.1999 № 33 (зарегистрировано Минюстом России 25.06.1999 № 1816), которые применяются в части, не противоречащей действующему законодательству.

До установления порядка ликвидации (консервации) объектов, связанных с пользованием недрами, и не относящимися в соответствии с законодательством о промышленной безопасности к опасным производственным объектам, при осуществлении указанных работ руководствуются техническими требованиями к ликвидации скважин, установленными разделом LVII.I. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101.

Вопрос от 23.03.2017:

В Ростехнадзор поступил вопрос: какими нормативными правовыми актами и нормативно-технической документацией необходимо пользоваться при разработке проектов консервации и ликвидации скважин?

Ответ:

Специалистами Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора подготовлен ответ на поступивший вопрос.

Требования к консервации и ликвидации скважин, оборудования их устьев и стволов определены в разделе LVII Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101, зарегистрированным в Минюсте России от 19.04.2013, рег. № 28222 (с изменениями, внесенными приказом Ростехнадзора от 12.01.2015 № 1).

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

tk-servis.ru

Скважины и оборудование их устьев и стволов

РД 08-492-02 устанавливает порядок и технические требования к ликвидации и консервации опорных, параметрических, поисковых, разведочных, эксплуатационных, нагнетательных, контрольных, специальных (поглощающих, водозаборных), йодобромных, бальнеологических и других скважин, которые закладываются с целью поисков, разведки, эксплуатации месторождений нефти, газа и газового конденсата, теплоэнергетических, промышленных и минеральных вод, геологических структур для создания подземных хранилищ нефти и газа, захоронения промышленных стоков, вредных отходов производства, а также скважин, пробуренных для ликвидации газовых и нефтяных фонтанов и грифонов.

Консервация и ликвидация скважин проводится в соответствии с проектной документацией в сроки, согласованные с территориальными органами Ростехнадзора.

Проектная документация на консервацию и ликвидацию скважин может разрабатываться:

  • В составе проектов разведки и разработки месторождений, рабочих проектов на строительство скважин, проектов на создание подземных хранилищ нефти и газа, мощностей по использованию теплоэнергетических ресурсов термальных вод.
  • В качестве типовых проектов на консервацию и ликвидацию скважин для регионов с однотипными горно-геологическими и экологическими условиями.
  • В качестве индивидуальных, групповых (группа скважин на одном месторождении) и зональных (группа скважин на нескольких площадях с идентичными горно-геологическими и экологическими характеристиками) проектов на ликвидацию и консервацию скважин.

Проектная документация на ликвидацию и консервацию скважины должна содержать: 

  • Общую пояснительную записку.
  • Технологические и технические решения по ликвидации или консервации скважины.
  • Порядок организации работ по ликвидации или консервации сквадины.
  • Меры, направленные на охрану недр, охрану окружающей среды и обеспечение промышленной безопасности.
  • Сметный расчет.

Ликвидация скважин

Все скважины, подлежащие ликвидации подразделяются на четыре категории в зависимости от причин ликвидации: 

I - скважины, выполнившие свое назначение; II - скважины, ликвидируемые по геологическим причинам; III - скважины, ликвидируемые по техническим причинам;

IV - скважины, ликвидируемые по технологическим, экологическим и другим причинам

Работы по ликвидации скважины должны проводиться в соответствии с требованиями действующего законодательства и индивидуальным планом изоляционно-ликвидационных работ по каждой скважине.  План изоляционно-ликвидационных работ в свою очередь разрабатывается в соответствии с проектом на ликвидацию скважин для конкретной площади или месторождения с учетом требований РД 08-492-02.

Порядок ликвидации скважин: 

1.  Пользователь недр создает постоянно действующую комиссию, задачей которой является рассмотрение документов на ликвидацию. В состав комиссии входят лица, имеющие право руководства горными работами и прочие необходимые специалисты (например, геолог, экономист, главный бухгалтер и т.д.). 

2. Комиссия принимает решение о ликвидации скважины. 

3. На основании принятого решения разрабатывается задание на проектирование и составление плана изоляционно-ликвидационных работ.

4. Составляется план изоляционно-ликвидационных работ.

Основаниями для разработки плана служат: 

  • проектные решения по ликвидации скважины;
  • история бурения, эксплуатации, проводимых ремонтов, переводов и приобщений конструкций; 
  • причины ликвидации; 
  • выкопировка из структурной карты с указанием проектного и фактического положения устья и забоя, а для эксплуатационных скважин - карты текущего состояния разработки месторождения;
  • данные об авторстве и сроках составления проекта строительства скважины, о должностном лице, утвердившем проект, о фактической и остаточной стоимости скважины;
  • диаграммы стандартного каротажа с разбивкой на горизонты и заключением по всем вскрытым продуктивным пластам, а также заключение по проверке качества цементирования (АКЦ и др.);
  • результаты опрессовки колонн и цементных мостов;
  • результаты проверки технического состояния обсадных колонн;
  • заключение научно-исследовательской организации, осуществляющей разработку проектной документации. 

5. План изоляционно-ликвидационных работ согласуется с территориальными органами Ростехнадзора, а в ряде случаев и с природоохранными органами и с гидрографической службой флота.

6. На основании согласованного плана проводятся работы по ликвидации скважины. 

7. По окончании работ составляется акт на ликвидацию скважины, который совместно с актами выполненных работ, актом на проведенные работы по рекультивации земли, актами расследования аварий с копиями приказов по результатам расследования причин аварий, предоставляются в органы Ростехнадзора.

Консервация скважин 

Стоит отметить, что сезонное прекращение работ, предусмотренное проектом, не считается консервацией. А временная приостановка деятельности объекта по экономическим причинам может осуществляться без консервации на срок до 6 месяцев при условии выполнения мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, охраны недр и окружающей среды на весь срок приостановки, согласованных с территориальными органами Ростехнадзора.

Порядок консервации, оборудование устья и ствола, срок консервации, порядок контроля за техническим состоянием законсервированных скважин осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также мероприятиями и планами работ, разработанными пользователями недр, исходя из конкретных горно-геологических условий и согласованных с органами Ростехнадзора.

Контроль за техническим состоянием законсервированных скважин осуществляется в форме проверок, периодичность которых устанавливается пользователем недр по согласованию с Ростехнадзором (но не реже 2 раз в год – для скважин, законсервированных после окончания строительства; не реже одного 1 раза в квартал – в процессе эксплуатации, если в них не установлены цементные мосты).

Компания «Протос Экспертиза» проводит разработку проектной документации на консервацию и ликвидацию скважин, а также последующую экспертизу промышленной безопасности разработанной документации. Тем самым содействуя поддержанию высокого уровня промышленной безопасности на всех этапах жизненного цикла опасного производственного объекта. 

Подробнее об услуге вы можете узнать у наших специалистов по телефону +7 (495) 228-03-25.

www.fsetan.ru

Ростехнадзор разъясняет: Ликвидация и консервация неопасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами

01.11.2015 редакция от 29.05.2017

Вопрос:

В Ростехнадзор поступило обращение с вопросом о порядке ликвидации и консервации неопасных производственных объектов (скважины, карьеры общераспространенных полезных ископаемых), связанных с пользованием недрами.

Ответ:

Ответ на данный вопрос подготовлен специалистами Управления горного надзора Ростехнадзора.

Согласно статье 26 Закона Российской Федерации «О недрах» предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.

Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора.

Технические требования к ликвидации объектов, связанных с пользованием недрами, установлены Инструкцией о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 02.06.1999 № 33 (зарегистрировано Минюстом России 25.06.1999 № 1816), которые применяются в части, не противоречащей действующему законодательству.

До установления порядка ликвидации (консервации) объектов, связанных с пользованием недрами, и не относящимися в соответствии с законодательством о промышленной безопасности к опасным производственным объектам, при осуществлении указанных работ руководствуются техническими требованиями к ликвидации скважин, установленными разделом LVII.I. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101.

Вопрос от 23.03.2017:

В Ростехнадзор поступил вопрос: какими нормативными правовыми актами и нормативно-технической документацией необходимо пользоваться при разработке проектов консервации и ликвидации скважин?

Ответ:

Специалистами Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора подготовлен ответ на поступивший вопрос.

Требования к консервации и ликвидации скважин, оборудования их устьев и стволов определены в разделе LVII Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101, зарегистрированным в Минюсте России от 19.04.2013, рег. № 28222 (с изменениями, внесенными приказом Ростехнадзора от 12.01.2015 № 1).

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

kostroma-diagnostika.ru

Проблемы ликвидации и консервации скважин

В ходе совещания обсуждены вопросы о реализации требований законодательства о недрах и промышленной безопасности по отдельным участкам недр; о роли и значении приведения участков недр в безопасное состояние, восстановления нарушенных земель при пользовании недрами; об административной ответственности за нарушение требований по рациональному использованию и охране недр. В правовом отношении основополагающим фактором необходимо считать лицензирование производства маркшейдерских работ, введенное на основе Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и относящееся к компетенции горного надзора. Основные требования к производству маркшейдерских работ закреплены в «Положении о лицензировании производства маркшейдерских работ», утвержденном постановлением Правительства РФ от 26.06.2006 года № 392, и конкретизированы в «Инструкции по производству маркшейдерских работ», «Инструкции по маркшейдерскому учету объемов горных работ при добыче полезных ископаемых открытым способом», в «Положении о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр». Действуют также отраслевые положения о маркшейдерских и топографических работах. Маркшейдерское обеспечение при добыче полезного ископаемого рассматривается как самостоятельный процесс горного производства, без выполнения которого ведение горных работ невозможно и который требует соответствующего кадрового и научного сопровождения, а также технического оснащения, в том числе современными измерительными приборами и компьютерной техникой. Следует отметить, что законодательство предусматривает организацию проведения маркшейдерских работ собственными службами или на договорной основе. Таким образом, подписывая договор на производство комплекса маркшейдерских работ, в том числе и отдельных договоров на составление планов развития горных работ, сторонняя организация привлекается к недропользованию по выполнению обязательств, установленных законодательством. Это и ответственность за достоверность данных к расчетам налоговых исчилений.

Примеров некачественного проведения работ с нарушениями требований нормативных и инструктивных документов достаточно. Имеются случаи утраты документации подрядными организациями. Отсутствие в договорах условий привлечения к недропользованию сторонних организаций не позволяет привлечь их к административной ответственности. В таких случаях привлекается к ответственности предприятие. Штрафы по статье 8.10 (часть 2) КоАП возросли и для юридических лиц составляют от 800 тысяч рублей до 1 миллиона. Следует внимательно относится к составлению таких договоров с обязательной констатацией условий привлечения сторонней организации к недропользованию и проверкой документов у ответственных исполнителей по аттестации по промышленной безопасности, рациональному использованию и охране недр по занимаемой должности.

Наиболее значимыми при консервации (ликвидации) объектов являются следующие негативные процессы, ухудшающие качество подземных вод при затоплении горных выработок: подтопление подработанных или расположенных в пониженных участках рельефа территорий и изменение ландшафта.

При производстве горных работ, начиная со строительства горного предприятия, требуются, прежде всего, точно составленные маркшейдерские планы, определяющие местоположения участка недр. Первоосновой служит геологический отчет о разведке месторождения полезного ископаемого. По материалам топографической съемки и необходимо отыскать (восстановить) на местности планово-высотное обоснование, разведочные профиля, выполненные в период геологоразведочных работ. Точное и наиболее вероятное определение фактического местоположения месторождения достигается выполнением контрольных измерений, включая контроль высотных отметок рельефа. На практике встречаются примеры, когда результатами контроля были обнаружены ошибки по топографической основе по участкам русловых месторождений, месторождений кирпичных глин и песчано-гравийной смеси. Есть даже пример, когда фактический рельеф не совпадал по высотным отметкам почти на 2 метра по плану. Маркшейдерской службой в данном случае были приняты меры по внесению изменений и дополнений ответственными исполнителями геологоразведочных работ в материалы подсчета запасов и в заключение геологической экспертизы запасов.

Следует отметить важность определения границ лицензионной деятельности и уточненных границ горного отвода в единой системе координат для каждого региона, что позволяет создать единую базу горных отводов действующих объектов недропользования, нераспределенного фонда и перспективных участков. С введением «Правил установления местных систем координат», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2007 года № 139, для всех недропользователей, а также для органов лицензирования имеется возможность определения границ лицензионной деятельности и уточненных границ горных отводов в местной системе координат (МСК-43, МСК-59, МСК-18).

Соловьев Андрей Борисович, заместитель руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора (Удмуртская Республика)

Обсуждение актуальных правовых, нормативно-законода-тельных и производственных основ деятельности предприятий, занятых в нефтегазодобывающей, горнорудной и металлургической промышленности, является весомой составляющей в решении государственных задач. В настоящее время особого внимания требуют вопросы предоставления недропользователями маркшрейдерской документации, разрешение которых требует общих усилий как со стороны недропользователей, так и со стороны государственных органов власти.

Для исключения случаев наложения сопредельных границ при использовании различных условных координат Западно-Уральским управлением предложено принять в установленном порядке для использования при разведочных работах, при проектировании и разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых местную систему координат. В целях выполнения требований пункта 15 «Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых» (РД 07-192-98) маркшейдерские службы в проектах горных отводов при определении уточненных координат горного отвода должны представить раздел обоснования границ горного отвода с решениями использования способа и метода привязки границ месторождения к государственной сети с оценкой точности. Получение указанных достоверных данных о местоположении объекта позволяет организовать отвод земель под промплощадку и горные работы и по окончании эксплуатации провести мероприятия по ликвидации и консервации объекта пользования недрами. При закрытии горного предприятия последними его покидают руководитель (владелец) и маркшейдер. Они обязаны сдать в архив маркшейдерскую графическую документацию, включая чертежи по геометризации отработанных недр, согласовав  перечень документации с горным надзором. Маркшейдерская документация, выполненная по состоянию на момент окончания горных работ, должна быть достаточной и достоверной для подсчета оставшихся запасов и списания с учета предприятия, для сопоставления данных разведки и эксплуатации, для анализа полноты отработки и отсутствия сверхнормативных потерь. Положения существующих забоев, контуров горных разработок служат основанием для принятия решений по горнотехнической рекультивации. Есть случаи, когда к актам ликвидации представляется документация по состоянию на конец рекультивации, по которой оценить качество отработки и количество оставляемых запасов невозможно. Для проектирования горно-технической рекультивации важно иметь условия восстановления нарушенных земель от землевладельца. Нужны опыт и квалификация специалиста-маркшейдера при проектировании восстановления рельефа, позволяющие исключить форму замкнутой карьерной выемки при размещении вскрышных пород в выработанном пространстве с определенными уклонами. Маркшейдерское обеспечение является системой, непосредственно регулирующей и контролирующей производственный процесс добычи и стадию ликвидации (консервации). Но в практике встречаются единичные случаи, когда маркшейдерским контролем в процессе горного производства не отслеживаются лицензионные условия в части сохранения почвенно-растительного слоя и вскрышных пород, предусмотренных для рекультивации нарушенных земель. Даже в планах горных работ на год предсматривают отгрузку вскрыши потребителям. Да, это рационально, когда нет особых условий по сохранению вскрышных пород для целей рекультивации. Здесь возникают административная ответственность и, соответственно, дополнительные расходы по закупке земли для рекультивации. Маркшейдерские данные, получаемые на месте их возникновения путем измерений, в полном смысле являются первичными и должны отражать полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и участка недр. Однако при проведении контрольных мероприятий нашим отделом установлены факты фальсификации, в отсутствии прямых измерений с помощью программ «CREDO» вычерчивают объемы отработки по результатам оперативного учета, пополняют маркшейдерские планы, которые не отражают фактическое состояние карьеров и не совпадают с окружающим рельефом и съемками предыдущих периодов. У таких организаций нет согласования с горным надзором по применению программ для выполнения маркшейдерских задач по критериям точности и допусков по требованиям «Инструкции по производству маркшейдерских работ». Требование о согласовании применения программных комплексов при производстве маркшейдерских работ обосновано самой сущностью выполняемых работ: это контроль, контроль и еще раз контроль. Маркшейдерские данные дают возможность точно познать фактическое состояние разработки месторождения и с заданной вероятностью прогнозировать ожидаемое вредное влияние горных работ. Следует отметить требования Министерства природных ресурсов к мониторингу месторождений твердых полезных ископаемых. Все работы по ликвидации горных выработок могут проводиться только после решения в установленном порядке вопросов о балансовой принадлежности запасов полезного ископаемого. В составе проекта на консервацию или ликвидацию объекта, связанного с пользованием недр, обосновываются мониторинговые наблюдения. Целью мониторинга месторождения при консервации или ликвидации горного предприятия является информационное обеспечение органов управления государственным фондом недр для принятия управленческих решений по сохранению запасов полезных ископаемых на площади самого месторождения и на смежных площадях, а также минимизация влияния последствий консервации или ликвидации на геологическую среду и тесно связанные с ней другие компоненты окружающей природной среды. Наиболее значимыми при консервации объектов являются следующие негативные процессы, ухудшающие качество подземных вод при затоплении горных выработок: под-топление подработанных или расположенных в пониженных участках рельефа территорий и изменение ландшафта.

Специфическим вопросом при консервации и ликвидации является продолжительность наблюдений. При консервации это время консервации; при ликвидации - период стабилизации гидродинамического режима и активной фазы сдвижения горных пород и земной поверхности. Реализация проектных решений по консервации или ликвидации создает необходимые условия для обеспечения безопасности. Пользование недрами в современных условиях требует непрерывного и полного знания природного объекта и моментального сравнения большого количества вновь полученных данных с данными проектных документов. Это возможно только на основании своевременного выполнения маркшейдерских измерений и горно-геометрических исследований. Далее необходимо отметить актуальность требования по проектированию маркшейдерских работ с целью обоснования методов и способов проведения работ конкретно для каждого объекта или  ряда подобных объектов.

ДЕРЮШЕВ Алексей Иванович, начальник Удмуртского территориального отдела по надзору за взрывоопасными, химически опасными объектами и объектами нефтедобычи Западно-Уральского управления Ростехнадзора

В 2010 году в Удмуртии выявлено более 330 нарушений на ОПО, связанных с пользованием недр

С 2005 года на территории республики случаи аварийности и травматизма со смертельным исходом не зарегистрированы. В настоящее время на территории Удмуртии работы по добыче нефти ведут 32 предприятия, на которые приходится более 250 опасных производственных объектов. В соответствии с Планом о контрольно-надзорной деятельности Удмуртским территориальным отделом по надзору за взрывоопасными, химически опасными объектами и объектами нефтедобычи в 2010 году проведено 12 проверок, выявлено более 330 нарушений на ОПО, связанных с пользованием недр, общая сумма штрафов составила более двухсот тысяч рублей. Среди типичных нарушений можно отметить длительное нахождение бездействующих скважин в незаконсервированном виде, отсутствие аттестованных и обученных специалистов по охране недр при наличии в республике трех действующих учебных центров, а также согласованных с органами Ростехнадзора Планов изоляционно-ликвидационных работ. Недропользователям обязательно стоит провести комплекс маркшейдерских наблюдений за состоянием скважин, что обеспечит их стабильную и безопасную работу.

Маркшейдерское обеспечение является системой, непосредственно регулирующей и контролирующей производственные процессы при пользовании недрами. Развитие маркшейдерского дела в России исторически тесным образом связано с развитием горного дела. В 1734 году В.И. Татищевым был составлен «Заводской устав», в котором содержались такие разделы: «О должности главного горного межевщика или обермаркшейдера (геометра)» и «О геометрии и архитектуре подземной». В этих трудах был четко очерчен круг основных работ, выполняемых маркшейдером. И для сегодняшнего маркшейдера эти работы остаются актуальными. Руководители некоторых предприятий, которые получили права пользования недрами, считают излишним организацию маркшейдерских работ, это лишние затраты. К настоящему времени в регионах сложилась ситуация о неконтролируемом процессе добычи общераспространенных полезных ископаемых. В то же время для исправления сложившейся ситуации по состоянию ликвидации или консервации опасных производственных объектов Западно-Уральское управление предлагает использовать механизм согласования совместных внеплановых контрольных мероприятий органами Росприроднадзора, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного само-управления. Участниками совещания предложено органам лицензирования уточнять условия пользования недр в соответствии с требованиями статьи 12 Закона РФ «О недрах» в части порядка и сроков проведения работ ликвидации и рекультивации земель.

В рамках полномочий органов госвласти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования предложено рассмотреть возможность дополнения и принятия законодательных документов по обязательствам формирования ликвидационного фонда учредителями предприятий, заявляющимися на получение права пользования недрами. 

prominf.ru


Смотрите также